Дмитрий Илюшин: по Барышскому району в мрачный день. Часть 3

Заметки ульяновского путешественника.

Ульяновец Дмитрий Илюшин любит путешествовать и фотографировать все на своем пути. На этот раз он решил посетить Барышский район. День оказался мрачным, но погода не испортила впечатления от путешествия. 

Читайте заметки и смотрите фотографии о Барышском районе. 

Дмитрий Илюшин

Поселок Измайлово

Нигде в области я не встречал такое количество деревянных домов усадебного типа, которые перемешиваются с каменными постройками старинных фабрик. Совершенно странное ощущение: то ли это дореволюционная Россия, то ли послевоенная. В любом случае здесь остался ощутимый запах прошедшей эпохи. Полному погружению мешают лишь асфальтовые дороги и машины. 

Ну и немного истории:

В XIX веке купец Я. Ф. Прибыловский здесь построил несколько предприятий: суконную мануфактуру и стекольный завод. Суконная мануфактура начала работу в 1845 году. В 1885 году Измайловскую суконную мануфактуру приобретает Николай Яковлевич Шатров и доводит производство со 150 тысяч аршин сукна в год до 1,5 миллионов аршин в год. На суконных фабриках изготовлялись грубые сукна, в основном армейские (шинельное, башлыковое, шароварное) и одеяла для армии и казенных учреждений. На фабриках губернии, в отличие от других фабрик России, осуществлялся полный цикл изготовления сукна, то есть от очистки и мойки шерсти до изготовления и отделки. «Высоким качеством отличались тонкие сукна Измайловской фабрики, здесь же выпускались сукна из мериносовой, простой и верблюжьей шерсти, которые сбывались в западных и южных районах России, во Владивостоке, Порт-Артуре, отсюда они шли в Китай. На Нижегородской ярмарке (1896 г.) эти сукна получили похвальный отзыв. Через посредников сукна продавались за границу, в т. ч. и армейские. В начале ХХ в. турецкие солдаты были одеты в форму, сшитую из сукон, изготовляемых на фабриках Симбирской губернии. Национализация всех суконных фабрик губернии произошла 15 октября 1918 года.»

В годы войны в районе Измайлово велись разработки торфяников. Доставка торфа осуществлялась на полуторках по дороге протяженностью 25 километров, проложенной по пескам.. После окончания войны многие люди, работавшие на разработке торфяников, перебрались жить в Измайлово. 
Кроме того, во время войны в Измайлово располагался эвакуационный госпиталь. А после её окончания организовано мемориальное братское кладбище советских воинов, умерших от ран в эвакогоспиталях.

Статус посёлка городского типа — с 1938 года.

В центре поселка стоит новый деревянный храм великомученика Георгия Победоносца. До этого в поселке церкви не было. Только в конце 19 века в деревне Симоновка (на её месте и стоит Измайлово) при суконной мануфактуре Н. Я. Шатров построил часовню. Но она действовала недолго, после Октябрьской революции 1917 г. она была закрыта и вскоре полностью разрушена. 

И только в мае 1996 г. жители п. Измайлово зарегистрировали в поселке православную общину. Летом 2005 г. православная община поселка приобрела у ОАО «Измайлово» одно из исторических зданий поселка – бывшую гостиную фабриканта Н. Я. Шатрова постройки 1890 г. В течение года здание было оборудовано под молельный дом и с праздника первоверховных апостолов Петра и Павла в 2006 г. в нем началось регулярное богослужение.

Интересна история и нового деревянного храма. Эта церковь находилось на территории Жадовского мужского монастыря. В 2010 году там заканчивались работы по постройке нового каменного храма, а временную церквушку решили передать измайловцам. Постройку обшили доской-вагонкой, благоустроили парковую территорию. Иконостас храма пополнили святыми образами из порушенных церквей ближайших сел: Беликова, Ляховки, Старой Измайловки.
Внизу фото этого храма еще на территории Жадовского монастыря.

Жадовский монастырь

И вот дорога ведет меня в Жадовский монастырь. Основан он был ориентировочно в 1714 году на месте явления в источнике чудотворной иконы Казанской Божией матери (в XVII веке). Жадовской Богородицкой пустыни досталась нелегкая судьба. Несмотря на все старания братии в 1764 году пустынь была упразднена как малозначительная, а в 1817 упразднили и храм. Только в 1846 году пустынь снова начала возрождаться, и к моменту революции 1917 года она стала центром православия Карсунского уезда.

Пришедшие к власти большевики не сразу стали преследовать монашескую братию. Только в середине 20-х годов начались притеснения: пустынь душили налогами, отобрали скот и землю, запретили проведение крестных ходов, но крестьяне по-прежнему помогали монахам и искали заступничества в святом месте. Терпению властей пришел конец, и в 1927 году Богородицкую пустынь закрыли. По некоторым данным, управляющий, архимандрит Каллист и двое монахов были расстреляны, а остальные арестованы. Досталось и монастырю: почти все постройки были разрушены, главный храм снесен до основания, а само место закатали в асфальт. Сохранились лишь две башни, часть стены с въездными вратами, да три двухэтажных каменных здания, в которых располагались совхоз-техникум и магазин. 

Только в октябре 1994 года было получено патриаршее благословение, а в 1996 году состоялось открытие Жадовского монастыря во главе с наместником игуменом Агафангелом. За этот недолгий срок было многое сделано: появились подсобное хозяйство, автопарк, баня, трапезная, крестильная, были реконструированы водопровод и канализация, а на месте бывшего главного храма теперь возвышается красавица-церковь в честь Казанской Божией Матери. Вернулась в монастырь и Жадовская чудотворная икона Казанской Божией Матери, обустраивается новая купальня на Святом источнике.

Село Новая Ханинеевка

Дорога вела меня в село Новая Ханинеевка, главной достопримечательностью которого является каменный храм, построенный в изысканном русско-византийском стиле.

Церковь была заложена в 1885 году. Однако, из-за болезни попечителя, строительство было приостановлено и вновь начато только в 1890 году на всенародные пожертвования, а также на пожертвования фабриканта Шатрова и прокурора Священного Синода Победоносцева. В 1898 году храм был освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, а близ храма был возведен каменный молитвенный дом, для проведения богослужений в зимнее время. В 1937 году церковь была закрыта, последний ее священник зверски замучен.

Более шестидесяти лет храм был в запустении, и местные жители начали потихоньку разбирать его по кирпичику. В 1990 году в селе появился священник Игорь Ваховский, который и занялся восстановлением погибающей церкви. Поскольку на реставрацию денег не было, отец Игорь пошел на хитрость: он выдвинул свою кандидатуру в депутаты от Ханинеевки в противовес местному бизнесмену. Почувствовав серьезную угрозу своим амбициям, коммерсант «откупился» от батюшки, выделив средства на ремонт храма и оказав помощь с передачей приходу сельского клуба. В здании этого клуба, бывшего до революции молельным домом, был образован дом милосердия, для проживания женщин преклонных лет, в котором их бесплатно обеспечивают питанием, необходимыми вещами, духовной и медицинской помощью. Так, небольшая хитрость помогла не только спасти один из красивейших храмов нашей области, но и помогла десяткам одиноких стариков выжить и достойно существовать.

В 90-е годы храм был переименован в честь пророка Божьего Илии. 
11 июля 2013 г. указом Преосвященнейшего Филарета епископа Барышского и Инзенского при храме организовано архиерейское подворье. Теперь это Архиерейское подворье храма Николая Угодника.
Я был здесь многократно и был приятно удивлен, что храм обзаводится новыми куполами, территория очищена. Чуть не уничтоженная церковь вновь заблистала в былой красоте. Одного мне немножко жаль – прудик у храма хотят обнести забором. Скоро нельзя будет сфотографировать отражения храма в воде.

На последнем фото – храм пару лет назад.

Но если честно, в Измайлово я был очарован прудами и так пожалел, что не появился здесь летом, Особенно меня впечатлил нижний пруд, где на фоне старинных цехов фабрики стоит вышка для прыжков в воду. Так пахнуло тридцатыми-пятидесятыми годами, когда все дружно сдавали нормы ГТО. Я много ездил по области, но такого объекта не встречал нигде!!! И хотя видно, что и ступеньки посыпались, а может, и пруд уже обмелел, но так хочется, чтоб вот это сохранилось. Это такой же памятник истории, как и сама фабрика Шатрова. Да, это советская эпоха, но, по мне, эта вышка более интересна многочисленных одинаковых памятников Ильичу.


Опубликовано: 04.11.2015 в 16:40 
Просмотров: 594 

comments powered by HyperComments