Есть такой барометр – обращения избирателей

Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, Председатель Редакционного Совета газеты «Мозаика» Расих Гатауллин о том, какие проблемы сегодня волнуют жителей Ульяновска.

 

Существует много способов выявить остроту имеющихся в обществе проблем, проследить динамику их изменений, оценить степень удовлетворенности людей мерами, которые предпринимаются властями по решению этих проблем. Можно воспользоваться статистическими данными, можно обратиться к материалам социологических опросов.

Однако, на протяжении многих лет изучая и анализируя все поступающие в адрес моей депутатской приемной просьбы и обращения, я убедился в том, что нет лучшего барометра для оценки общественных настроений и проверки эффективности деятельности властей, чем личная работа с обращениями граждан. Особенно наглядно это подтвердил сравнительный анализ проблем, с которыми люди обращались в депутатскую приемную в прошлые годы с тем, что беспокоит их сегодня.

Картина открылась весьма интересная. Если рассматривать её с точки зрения количественных характеристик, то прослеживается заметная динамика к росту числа обращений граждан. Ежегодно их количество возрастает на 10 – 15 процентов. Вместе с тем есть основания полагать, что рост обращений связан не только с увеличением числа беспокоящих людей проблем, но и с возрастающей уверенностью людей, что им могут помочь решить их вопросы. Об этом отчасти свидетельствует тот факт, что обратившись к нам однажды и получив необходимую помощь, ряд граждан вновь обращаются за помощью в решении теперь уже других проблем.

Что касается содержательной стороны обращений, то здесь ситуация неоднозначная. Жизнь не стоит на месте. На смену одним, решенным, проблемам приходят другие. Если пять-шесть лет назад основной поток жалоб и обращений касался проблем садоводов, несвоевременного и некачественного начала отопительного сезона, плохой работы транспорта, неудовлетворительного состояния дорог, то сегодня их характер заметно изменился. Людей стал больше беспокоить рост тарифов на услуги ЖКХ, капитальный ремонт домов, вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья, дороговизна лекарств, незаконная вырубка деревьев.

Сокращается число обращений по вопросам уличного освещения, благоустройства дворовых территорий, помощи инвалидам, жалоб на очереди в РИЦ и социальные учреждения. Видимо, дали результат предпринятые в последние годы городскими властями меры по решению этих проблем. А вот резкое сокращение количества просьб от садоводов, произошло, как выясняется, не в связи с тем, что их проблемы были успешно решены, а по причине полной разочарованности людей в способности властей обеспечить их решение.

К сожалению, следует признать, что каждая четвертая просьба и обращение в силу существующих финансовых проблем, несовершенства законодательства и прочих причин остается не удовлетворенной. Сегодня даже решение суда не всегда гарантирует гражданину выполнение его прав на достойную жизнь, а это уже очень серьезный и опасный сигнал.

Количество всевозможных приемных (депутатских, партийных, городской контакт-центр) для работы с обращениями граждан год от года растет, но вал просьб, жалоб и обращений от этого меньше не становится. Такую ситуацию нельзя признать нормальной. Приемные не могут превращаться в собесы, подменяя собой деятельность соответствующих служб и учреждений.

В то же время следует понимать, что мы не сумеем остановить поток обращений, если не начнем заниматься вопросами устранения их первопричин и не наладим нормальную деятельность учреждений, непосредственно отвечающих за всю эту работу.

Нередко поток жалоб рождается буквально на пустом месте. Даже благоустраивая город в интересах людей, чиновники умудряются создавать для них массу проблем и неудобств. В нерадивом чиновничьем исполнении даже самые благие намерения власти нередко превращаются в свою противоположность, и вместо признательности и благодарности горожан власть получает в свой адрес изрядную порцию упреков и жалоб. Наглядный пример: в прошлом году была начата долгожданная и приветствуемая горожанами масштабная реконструкция пешеходной зоны на улице К. Маркса. До осени плитку положить не успели, и часть взломанных с обеих сторон улицы тротуаров ушла под снег. Люди были вынуждены обходить «неудобья» по проезжей части, рискуя быть сбитыми машиной или облитыми грязью. В цивилизованном обществе подобная проблема была бы незамедлительно решена за счет обустройства мест работ временными пешеходными мостиками. Для наших чиновников эта проблема оказалась неразрешимой…

Многолетний опыт моей работы с обращениями граждан показывает, что не менее половины всех проблем, с которыми люди обращаются к депутатам, вполне могли быть решены ими самостоятельно - при наличии у них определенных правовых знаний. К сожалению, в условиях интенсивного обновления законодательства даже хорошо образованные люди испытывают затруднения в решении проблем, связанных с отстаиванием своих прав. Особенно в сфере ЖКХ. По моему мнению,  решить эту проблему можно было бы через создание продуманной  системы правового обучения граждан (правовой ликбез) и расширение существующей сети бесплатных юридических консультаций, которые бы помогали гражданам защищать свои права.

 

Расих Гатауллин

Фото из архива медиахолдинга «Мозаика»


Опубликовано: 28.11.2012 в 15:00 
Просмотров: 967 

comments powered by HyperComments