Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

ОСАГО: кто ответит за разбитые дороги, автоподставы и пьяниц за рулем?

Что происходит с ОСАГО – такой вопрос уже несколько месяцев мучает ульяновских автовладельцев.

В Ульяновске насчитывается 25 компаний, предоставляющих услуги по страхованию автогражданской ответственности. ОСАГО является для всех автовладельцев обязательным и призвано защитить в случае аварии от необходимости выплачивать компенсацию ущерба пострадавшей стороне. Сам виновник ДТП при данном виде страхования не имеет права на возмещение ущерба.

В конце марта крупное российское аналитическое агентство обнародовало результаты своего исследования обеспеченности регионов России автомобилями. Ульяновская область оказалась на 51-м месте среди 80 регионов РФ: на тысячу жителей в 2014 году приходится 247 личных авто, за год показатель вырос на 8,3%.

Если по уровню обеспеченности автотранспортом мы в «середнячках», то по темпам прироста количества личного автотранспорта на дорогах Ульяновская область могла бы претендовать на место в десятке регионов-лидеров.

Автомобилей в регионах становится все больше, проблем у автомобилистов тоже. «А ты знаешь, что в Ульяновске невозможно оформить ОСАГО? В страховых компаниях говорят, что бланков строгой отчетности у них нет и не будет до июня. Заставляют приобретать дополнительные, так сказать, «добровольные» страховки». Информация начала расползаться по Ульяновску в начале февраля, задолго до того как масштаб проблемы дорос до интересов Федеральной антимонопольной службы.

В одной из страховых компаний Ульяновска на наш вопрос, можно ли оформить у них ОСАГО, мы получили ответ:

- ОСАГО мы не оформляем. У нас бланков нет. Звоните в конце мая – это в лучшем случае.

Ульяновская область стала не единственным регионом, где владельцы авто столкнулись в начале года с этой неприятной для себя ситуацией – массовым отказом страховых компаний заключать договоры автогражданской ответственности. По закону, страховщики не имеют право отказывать автовладельцам в данном вопросе.  А на практике, сославшись на отсутствие бланков, отказывают.

Сайт «Главные Новости Ульяновска» провел свой опрос среди читателей и выяснил, что 47% вынуждены были вместе с ОСАГО оформить дополнительные виды страховок, 19% оформили все без проблем. 9,5% наших читателей-автолюбителей ходят пешком и ждут появления бланков в страховых компаниях города. Еще у такого же количества принявших участие в опросе ОСАГО пока не истекло, поэтому с проблемой они не столкнулись.

Эксперт в сфере транспорта и автострахования Олег Оверин (имя изменено по просьбе автора):

- Вся система страхования отвратительно сшита. Она зависит от многих факторов: там депутаты, тут коэффициенты, здесь страховые компании – тут плохие дороги, там плохие водители. Получается, что компоненты, вроде, для блюда хорошие, а все вместе – в рот не возьмешь. То, что происходит сегодня, - это не картельный сговор. Это системное упущение, запущенная система страхования. Если бы ставки были высокие, если бы страховые случаи не были столь частыми, все было бы нормально: водитель пришел бы, застраховал авто и ездил бы дальше. Если бы ставки повысили своевременно, то ничего такого не было бы. Большинство заключило ОСАГО на год, страховка заканчивается в начале года. Вот поток автовладельцев и «ломанулся» в страховые компании, а там… Должно быть интегральное понимание проблемы, где все стороны обязаны были сработать. Но не сработали. И вот результат.

В конце февраля автомобилисты 50 регионов России обратились к премьер-министру РФ с просьбой на законодательном уровне закрепить уголовную ответственность страховщиков за такие отказы.

Ситуация зашла в тупик: с одной стороны, государство сделало ОСАГО обязательным видом автогражданской ответственности, а с другой – страховые компании пытаются регулировать убытки по автострахованию.

- То, что происходит сегодня в сфере автострахования, - это реакция системы на сменившиеся условия покрытия страховых случаев, - уверен Олег Оверин. - Есть базовые ставки автострахования, которые определяются федеральной методикой расчета и региональными коэффициентами. На их основании определяется сумма покрытия страхового случая. Последние годы эта система оказалась разбалансирована. Страховых случаев много, накапливаемая сумма на их покрытие относительно невелика. И страховым компаниям бывает это невыгодно. Взять Ульяновск - дороги отвратительные, машин много, дисциплина водительская очень низкая: ежесуточно выявляется более 20 водителей в состоянии алкогольного опьянения. Все это складывается в неблагоприятный фон дорожно-транспортных происшествий. Страховщики через некоторое время поняли, что ОСАГО с его механизмом и коэффициентами для них становится убыточным. Поэтому и возникла попытка всячески от этого уйти. Попытка заставить вместе с ОСАГО заключать еще какие-то дополнительные договоры о страховании жизни или имущества – это попытка страховых компаний повысить свою выгоду. Человек приходит за ОСАГО, а ставка искусственно поднимается, поскольку федералы задержали, не продумали заранее и спровоцировали такую ситуацию.

С точки зрения закона, навязывание обязательного приобретения одних услуг для приобретения других услуг – это нарушение п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1. По данным Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, к ним еженедельно поступают десятки жалоб касательно ОСАГО от ульяновцев. В том числе перенаправленных из прокураторы. Однако не все обращения содержат грамотно оформленные доказательства.

Много жалоб от ульяновцев приходит и в организации, занимающиеся защитой прав потребителей.

Юрист Центра защиты прав потребителей Тулаева Екатерина:

- Страховщик обязан заключить договор страхования – в данном случае ОСАГО – с любым обратившимся к нему с заявлением лицом. Заявление должно быть составлено по определенной форме. К нам на протяжении нескольких месяцев поступает очень много звонков от ульяновцев по проблеме ОСАГО. Схем решения несколько. Кроме этого заявления обязательно нужно приложить необходимые документы – копии водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства, копию диагностической карты или техосмотра и копию паспорта. В заявлении обязательно нужно написать, что вы просите заключить договор в течение семи дней. Самый действенный способ, если компания не заключает договор, – это суд.

Речь идет именно о семи днях, а не о 30. Ни в ФЗ об ОСАГО, ни в правилах ОСАГО не указано, что договор должен быть заключен в течение 30 дней. 30 дней дается на страховую выплату при возникновении страхового случая.

Если хотите в сложившейся ситуации все-таки оформить ОСАГО, придется воспользоваться советами экспертов в сфере права, направив заявление на оформление в письменном виде почтой. Отказ страховой компании – если вы его получите – поможет зафиксировать нарушение федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Кто прав, кто виноват во всей этой ситуации с ОСАГО – вопрос не первостепенный, когда автостраховка закончилась или ее действие подходит к концу, а быть оштрафованным за ее отсутствие совсем нет желания. Тем временем Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области начало проверки ряда страховых компаний Ульяновска на предмет нарушения ими антимонопольного законодательства.

В июне же ожидается повышение территориального коэффициента автострахования с 1,4 до 2,1. Так что за автоподставы, плохие дороги и пьянчужек за рулем, похоже, отвечать будут все автовладельцы Ульяновской области.

Фото автора

Нет комментариев
Обсудить