Коммунальщики пугают жителей судом

Почему нас заставляют платить за услуги ЖКХ, которые нам не оказывают?

В селе Никулино Николаевского района очень часто можно наблюдать такую картину: бурные потоки воды устремляются по улицам подобно горным рекам. Это «природное» явление никого из жителей давно не удивляют. Всем понятно - опять вышла из строя водонапорная башня, единственный источник подачи воды в селе. Все давно привыкли, что это надолго. Долговременное отсутствие живительной влаги не самое страшное. Интереснее то, что улицы превращаются в реки и ручьи, размывая дорогу и оставляя глубокие канавы и овраги. Это летом. Хуже, если беда с башней случается осенью или зимой. Тогда Никулино превращается в один огромный каток, где перемещаться можно только на коньках. Местами образуется наледь высотой свыше 1-2 м. И никакие, даже самые крутые шипованные покрышки, не позволяют машинам въехать на собственный двор.

Местная администрация, то есть поселковое управление, уже знает простой выход из аварийной ситуации. Чтобы устранить неполадки и привлечь специалистов, естественно, нужны деньги. Где их взять? Проще и быстрее всего - собрать средства с населения, мотивируя тем, что они, дескать, больше всего заинтересованы в починке водонапорной башни. Причем аргументируют, видимо, очень убедительно, потому что почти ни у кого не возникает сомнений в правильности такого подхода. Ну а если вдруг находятся здравомыслящие бунтари и обращаются с жалобами в район, конечно, вышестоящие органы реагируют и помогают после долгих мучений сельчан. Но пощады энтузиастам от местного управления не будет. Им устраивают "темную": не принимают по другим вопросам, настраивают местных жителей на моральное наказание «злоумышленников». В селе с  такими просто перестают общаться. А это очень неприятно, когда с соседом живешь бок о бок.

Почему же поселковая администрация не спешит обращаться за помощью к районным властям, почему это вынуждены делать смельчаки-энтузиасты? Вопрос остается пока открытым.

Поведав нам об этой истории, жители с. Никулино надеялись получить какие-то разъяснения. Мы обратились за ними к Геннадию Антонцеву, председателю комитета Законодательного собрания по жилищной политике ЖКХ и энергетике, руководителю регионального общественного контроля по ЖКХ и получили однозначный ответ:

- Никаких поборов с населения быть не должно. Такие вопросы решаются силами местной администрации и ЖКХ.

Геннадий Антонцев прокомментировал и другие подобные ситуации, касающиеся споров с ЖКХ. Он подробно и доступно рассказал о правах и обязанностях граждан города и области.

Например, во многих селах и районных центрах области звучит вопрос: почему мы должны платить за услуги, которые нам не оказывают? Чаще всего этот вопрос относится к оплате ремонта подъездов и обслуживания мест общего пользования. Некоторые люди платят за ремонт, который всегда производят сами. И что же это за таинственные места общего пользования, за которые все равно необходимо ежемесячно вносить кругленькую сумму?

- Места общего пользования - это просто чердаки, подвалы, подъезды, - поясняет руководитель контроля по ЖКХ, - но оплата за них должна производиться только в том случае, если услуги по их эксплуатации внесены в перечень. Это приложение к основному договору, которое составляется самими жильцами и утверждается на общем собрании жильцов. Перечень таких услуг должен быть обязательно обсужден и утвержден на общем собрании жильцов дома. Бывают ситуации, что люди подписывают и утверждают то, что и в глаза не видели, и слабо представляют, о чем идет речь. Это пожилые люди или просто вымотанные на работе граждане. В обязанности представителей ЖКХ входит грамотное разъяснение ситуации, прав и обязательств жильцов дома.

Светлана Артемова, юрист, декан  юридического факультета УлГПУ сделала акцент на ситуации, когда люди подписали, а сами не поняли:

- Если человек по незнанию или ошибке, или элементарной лени подписал документ, даже не изучив его, он несет ответственность за свои ошибки. Как известно, незнание не освобождает от ответственности. А наша закоренелая российская лень, надежда на авось и безмятежность помогают корыстным представителям определенных структур выгодно и незаконно решать свои вопросы. Но оставлять вопрос несправедливо решенным нельзя. Даже при наличии подписи можно менять механизм. Нужно просто отбросить  в сторону нашу привычную лень, запастись терпением, потратить нервы и смело обращаться в суд. Для этого нужно только собрать доказательную базу - фотоматериалы, подписи свидетелей, несколько очевидцев. И еще важно - не нужно бояться суда. Этот орган власти создан не только для обвинения, но и для защиты прав граждан. Люди вредят себе своим необоснованным страхом.

Нам, конечно, знакомы такие моменты, когда после утомительного трудового дня службы ЖКХ устраивают сход граждан. И через несколько минут общения разговор превращается в крики, визги и ругательства, после чего все расходятся по домам. На это Геннадий Антонцев ответил так:

- Конфликты между собственниками, управлением ЖКХ и местной властью возникают по нескольким причинам. Иногда это равнодушие самих жильцов, незнание юридических кодексов. Но чаще всего причина в том, что в управлении ЖКХ работают некомпетентные люди. Их неграмотность, неумение работать с людьми, элементарно неправильная речь, неспособность  корректно и доступно объяснить гражданам их права и обязанности. Правильный подбор кадров на любую должность - всегда первостепенный залог успеха. Лично я вижу в этом большую проблему. По поводу ремонта подъездов повторяю: подъезды вообще не входят в общий ремонт, и если ЖКХ не производит побелку, покраску, замену лампочек, стекол и  т. д., то жильцы никому за это платить не должны.

К вышесказанному Светлана Артемова добавила очень полезную информацию:

- При юридическом факультете УлГПУ работает юридическая клиника, в которой очень много направлений. Одно из них - ЖКХ. Здесь работают в тесном сотрудничестве лучшие студенты и преподаватели. Именно здесь родилась и долгое время осуществлялась идея обучения старшего по дому. Они обучались юридическим и физическим основам ведения своей работы. Результат не заставил себя долго ждать, и дома с такими старостами зажили по-новому.

Вроде, все доступно и понятно, но что же делать беззащитным бабушкам и дедушкам, если за неуплату им грозят страшным словом «суд»? Нужно ли бояться судебного разбирательства и возможно ли выиграть дело?

- Если жильцы дома не выдвигали ремонт и не утверждали его  в перечень услуг, без их ведома сделать это управляющая компания не может. И угроза судом действует как пугалка, проще говоря, на понт берут, - улыбается Геннадий Антонцев. И вообще, если жильцы видят, что их обманывают, необходимо немедленно выяснить кто, где и как накосячил, - объясняет Геннадий Антонцев.

Как же это сделать некомпетентным в этих вопросах или просто пожилым и больным людям?

- Ну, наша неграмотность нас не оправдывает. Сейчас очень трудно оставаться неинформированным человеком даже в пожилом возрасте. При полном изобилии информации в Интернете, на различных сайтах. Но если все-таки в ЖКХ вас обманули или обидели, смело обращайтесь в инспекцию по надзору. Так, например, поступили в Б. Ключищах, Елшанке. Нужно только грамотно в письменном виде изложить проблему.

Руководителем Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области является Николай Батанов. Существует сайт «Главная государственная инспекция регионального надзора», где обо всем подробно сказано: контактные телефоны, оформление заявлений и жалоб, план проверок, раздел "Законодательство" и многое другое. Как правило, инспекция на обоснованные жалобы очень быстро реагирует.

- Нужно фиксировать факт невыполнения работ, вызвать представителей ЖЭУ, при них составить акт о невыполненных работах или выполненных самими жильцами, - добавляет Светлана Артемова, - после этого в десятидневный срок представители ЖКХ должны  провести все нужные работы  либо через суд вернуть деньги. Если у жильцов по каким-то причинам нет возможности заниматься этим вопросом, можно смело обращаться к нам в юридическую клинику при юридическом факультете, - поясняет Светлана Артемова

Важно то, что мы аккумулируем такие вопросы не только с гражданами, но обязательно привлекаем органы власти вплоть до губернатора. Это очень важно, когда о насущных проблемах губернатор узнает не из отчетов, а из уст простых жителей. Ведь зачастую городские власти и Сергей Морозов понятия не имеют  о тех проблемах, что возникают в области и не знают, как на самом деле обстоят дела. Поэтому еще раз хочу обратиться к жителям города Ульяновска и области - защищайте свои права, не бойтесь гласности. Мы сможем помочь вам только в том случае, если будем знать о существовании проблем. Тогда и вопрос - почему нас заставляют платить за невыполненные услуги ЖКХ, - отпадет.

Наталья Нейфельд

Фото Игоря Улитина


Опубликовано: 26.06.2014 в 17:00 
Просмотров: 1203 

comments powered by HyperComments