В районе нет денег!

Педагогам дополнительного образования перестали платить стимулирующие.

В настоящее время дополнительному образованию  уделяется особое внимание. Мы слышим заявления о том, что губернатор области Сергей Морозов лично следит за развитием и направленностью учреждений дополнительного образования, выявлением одаренных детей в различных сферах, талантливых и увлеченных педагогов. Дополнительному образованию присвоен особый статус - ориентирование детей на будущую профессию. Задача поставлена интересная, непростая, требующая полной отдачи. Поэтому заработную плату всех педагогов, соответствующих определенным критериям трудолюбия, оригинальности, компетентности, увеличили стимулирующими выплатами. Это очень хорошая материальная поддержка, но, к сожалению, педагоги дополнительного образования некоторых районов области недолго оставались в счастливом состоянии чуть-чуть разбогатевших людей. Им просто перестали выплачивать эти средства, мотивируя свои действия шаблонной фразой «В районе нет денег!».

Педагог из Николаевского учреждения дополнительного образования Надежда Новопольцева (имя изменено) со слезами на глазах рассказывает:

- Все мы продолжаем трудиться, но стимул немного пропал - опять ценить перестали? Почему и за что такое отношение? Ведь кроме прямых обязанностей по обучению и воспитанию ребят на нас возлагается много различных дел: организация и проведение районных выставок (а это не только работы предоставить, но еще тяжеленные парты, стулья и стенды, на которых эти выставки размещаются, погрузить и разгрузить). Мы - обязательные участники всех праздников, которых в районе в течение года проходит немало. Вообще, руководство всегда рассчитывает на нас и знает, что «девочки» не подведут. Если быть до конца откровенными, мы уже давно перестали чувствовать себя уважаемыми людьми, педагогами с многолетним стажем. Несмотря на искреннюю благодарность родителей и детей, местные власти ведут себя с нами не очень корректно, постоянно давая понять, кто «правит миром». Иногда и на деньги рукой махнуть хочется. Достаточно доброго, человеческого отношения.

А вот другой, не мене яркий пример. Педагог МБО УДОД «Павловская ДШИ», которая также пожелала остаться неизвестной, рассказывает, как несправедливо относятся к их деятельности местные власти:

- Наше учреждение помимо основных обязанностей проводит множество региональных и международных конкурсов. Самыми популярными и ставшими уже традиционными являются конкурсы рисунков «Золотая кисть» и «Факел». Участников всегда очень много. Здесь дети могут проявить себя и попасть в список одаренных. Конкурсы серьезные, значимые. Поверьте, что это очень нелегкая задача - разработать положение, организовать такое массовое мероприятие, провести его, сделать выставку с фотоотчетом, выявить лучших конкурсантов, наградить и т.д. И когда нам прекратили платить стимулирующие, нас всех это, мягко говоря, удивило. Знаете, работать иногда не хочется. Разве можно с таким настроением к детям идти? Мы должны нести радость, позитив, уверенность в светлом будущем. А какая уж тут радость, когда вместо ожидаемого поощрения мы еще «по шапке» получаем.

Чтобы разобраться с этим щекотливым вопросом, мы обратились за помощью к специалистам.

Может ли ответ местных властей: «В районе нет денег!» - стать основанием или законным объяснением невыплаты стимулирующих средств?

Светлана Паймушкина, пресс-секретарь ГИТ ( Ульяновской инспекции труда):


- Ответ местных властей: «В районе нет денег!» - не является основанием для невыплаты стимулирующих средств, т.к. в соответствии с нормой ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, в том числе и стимулирующие, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством, содержащим  нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно комментариям  Министерства образования  Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятый в 2003 году, гласит, что полномочия по организации  предоставления дополнительного образования  в муниципальных образовательных организациях находятся в ведении муниципальных органов власти. В связи с этим заработная плата педагогических работников дополнительного образования финансируется за счет средств местных бюджетов муниципальных образований.

Министерство также поясняет, из чего же должна состоять эта заработная плата:

- В соответствии с положением об отраслевой системе оплаты труда работников образовательных организаций области, утвержденной постановлением правительства в 2013 году, заработная плата педагогов состоит  из:

- оклада,

- компенсационных выплат,

- стимулирующих выплат.

Что же включают в себя стимулирующие выплаты? На этот вопрос нам также дали понятную и ясную формулировку:

- Стимулирующие выплаты включают в себя премии по итогам работы за достижение значимых результатов, своевременное и качественное выполнение установленных показателей, планов, заданий, мероприятий. Чтобы установить премии по итогам работы, в образовательной организации создается рабочая комиссия. Она и оценивает результативность и эффективность деятельности работников в соответствии с перечнем критериев и показателей. Причем каждому критерию должен соответствовать весовой коэффициент с учетом должностей.

Как известно, существует фонд оплаты труда, который включает в себя все вышеуказанное. Почему же в некоторых образовательных учреждениях области стимулирующие выплаты прекратились совсем?

- Эти  выплаты осуществляются в пределах средств, предусмотренных в фондах оплаты труда работников образовательной организации. Исключением являются надбавки за тип и вид образовательной организации, за классность, за стаж непрерывной работы и квалификационную категорию. Такие выплаты носят обязательный характер.

Что делать, если нас все-таки обманывают, нарушая закон о подобных выплатах?
Светлана Паймушкина, пресс-секретарь Государственной инспекции труда поясняет, что если же все-таки происходит нарушение закона о подобных выплатах, то необходимо обратиться в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области за консультацией либо направить письменное обращение (нарочно, по почте, по электронной почте, по факсу, обязательно указав свои личные данные и адрес).

- Государственная инспекция труда имеет право проводить плановую и внеплановую проверку согласно  ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Если в  результате проведения проверки выявлены нарушения трудового законодательства,  государственным инспектором труда выдается обязательное к исполнению предписание. В нем указываются конкретные нарушения со ссылкой на статьи Трудового Кодекса РФ или иные нормативные документы. Также устанавливается срок  устранения нарушений.

Насколько реально ждать помощи от инспекции и в какие сроки после обращения?

- Письменное обращение в трудовую инспекцию мы рассматриваем в тридцатидневный срок со дня его регистрации. И помощь от государственной инспекции будет обязательно. Мы вправе реализовать такие полномочия, как осуществление  надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, анализ обстоятельств  и причин выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан. Затем мы  направляем в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды. Также ведем прием и рассматриваем заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав. Принимаем  меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав, - поясняют нам в инспекции.

 

Марина Черкасова (имя изменено) - педагог из Павловки с многолетним стажем и множеством заслуг за добросовестный труд. С горечью она говорит о любимой работе, с которой порой хочется расстаться из-за конфликтов. Причина этих «настроений» все та же – не платят как положено:

- Начинаем искать правду, взывать к справедливости – очень быстро сами становимся виноватыми. Сами того не замечая, оправдываемся, боимся чего-то. Потом долго соображаем, каким образом из борцов за справедливость превратились в «осужденных». И такая картина не только у нас. Общаясь с педагогами других районов, часто слышим подобные разговоры. Очень хочется ясности. Может, чего-то не понимаем или нас «наверху» слышать не хотят?

А вот что говорит директор этого учреждения, пожелавшая остаться неизвестной:

- У нас есть свой счет, но этими средствами мы не пользуемся. Они идут на погашение счетов за электроэнергию и газ. Так мне объясняет ситуацию вышестоящее начальство. Я не могу  своевременно  выплатить своим работникам отпускные, не говоря уже о стимулирующих надбавках. Раньше, до ноября 2013 года включительно, эти выплаты производились. Но затем руководство, мягко говоря, «не одобрило» моих действий, мотивируя свое недовольство тем, что в районе не хватает средств. В районе - оптимизация, а мы средства не экономим. Прокурорская проверка была. Выясняли, откуда я беру деньги на выплату стимулирующих. Проверили все, начиная с устава. А я всего лишь выполняла свою работу как директор учреждения, не нарушая закона о выплате заработной платы. Многие считают, что педагоги и так слишком хорошо живут: и отпуска у них длительные, и зарплата хорошая, а рабочий день не такой уж длинный. Но ведь  не нами это все придумано. Значит, есть основания и для отпусков, и для подобной регламентации рабочего дня. К слову сказать, моя заработная плата составляет 11 тысяч. Согласитесь, не густо для директора.

Скорее всего, так рассуждают люди, не работавшие с большим детским коллективом. Многие родители с трудом справляются с воспитанием одного или двоих детей. А здесь много, и не свои «собственные». Каждый день кроме внимания нужно дать им максимум знаний, не нарушив при этом педагогической этики.

- Мои педагоги очень любят свою работу, но молодежь к нам уже не стремится. Средний возраст педагога дополнительного образования – 54 года. Угрожающая цифра. Что же дальше будет? - продолжает разговор директор школы искусств.

Поднимаясь по ступенькам иерархии, мы обратились к начальнику Павловского отдела по делам культуры все с тем же вопросом – почему не выплачивают стимулирующие? Он дал нам такие пояснения:

- В прошлом году в районе хватало средств на такие выплаты, потому что фонд заработной платы в  бюджет был заложен на год. Сейчас ситуация несколько изменилась, и районный совет депутатов утвердил  бюджет на 8-9 месяцев. Денег катастрофически не хватает. Мы самостоятельно оплачиваем электроэнергию и газоснабжение. Субсидирование из области не предусмотрено. После того, как произошли улучшения условий труда для работников и детей (в кабинетах уютно, тепло), выросли, соответственно и затраты. Требуются большие денежные средства, так как район отапливается газом. И почти все, что находится на счетах учреждений, идет на оплату тепла и света.

Продолжая свой рассказ, начальник отдела по делам культуры добавил следующее:

- По положению, разработанному районной комиссией, мы исправно выплачиваем «сельские», коммунальные льготы, надбавки за методическую работу, непрерывный стаж, категорию. Проведена большая работа по газификации и теплоснабжению. Все сотрудники прошли курсы повышения квалификации. А вот по поводу стимулирующих ситуация не стабильная. Они начисляются ежеквартально, по результатам предыдущих трех месяцев. Не отрицаю, что и педагоги, и работники культуры проводят огромную культурно-массовую работу. И я лично с большим удовольствием защитил бы финансовые интересы своих подчиненных. Но, к сожалению, не только от моего желания зависит судьба коллег. Это вопрос не только нашей организации, не только нашего района. Это проблема многих поселков области. Особенно тех, которые находятся на периферии.

Хочется высказать собственное мнение, - говорит наш собеседник. - Вопрос о стимулирующих поднимают люди, которые находятся не в самом худшем положении. Это педагоги, у которых большой отпуск, средняя оплата труда составляет около двенадцати тысяч. Многие берут большое количество часов, имеют по полторы ставки. Не им бы жаловаться на жизнь.

Конечно, хочется сказать им большое спасибо за помощь во всех районных, межрегиональных, всероссийских мероприятиях. Например, 12 июля в Павловке пройдет семнадцатый всероссийский фестиваль, ставший традиционным, под названием «Поволжская глубинка». Мероприятие масштабное и очень ответственное. Съедутся участники и гости из республик Мордовия, Татарстан, Чувашия, Коми, БАМа, Оренбургской, Волгоградской, Саратовской, Самарской, Пензенской областей. Работникам отдела культуры одним не справиться с этим. Мы просим помощи в содействии у всего района, в том числе у педагогов.

На вопрос, где же нашли деньги на проведение такого крупного фестиваля при «катастрофической» нехватке средств в районе, начальник Павловского отдела по делам культуры ответил, что часть средств – из районного бюджета, часть –  из областного. Сорок процентов всех денег – помощь спонсоров.

Что ж, разговор со всеми участниками спора состоялся. И вроде бы, каждый по-своему прав. Искать виновных и обиженных, восстанавливать справедливость не наша задача. Поэтому опять обратимся за комментариями.

Министерство образования  сообщило о запланированных  с начала учебного года ежемесячных надбавках для некоторых категорий педагогических работников. В соответствии с майским Указом президента это коснется, прежде всего, педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей. С первого сентября за работу с такими учащимися классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи и  мастера производственного обучения образовательных учреждений ежемесячно будут получать дополнительную надбавку в размере пятисот рублей.

В министерстве также обращают особое  внимание на то, чтобы в каждой школе или любом образовательном учреждении  ни в коем случае не забыли учесть тех, кто сталкивается с детьми со сложными судьбами и помогает им почувствовать себя уверенней в жизни.

Материальное стимулирование этой категории педагогических работников предусматривает также такие надбавки, как доплату за классное руководство (до 15 процентов от должностного оклада), выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за ее качество, непрерывный стаж, выслугу лет и премии по итогам деятельности. А вот по каким критериям будет определяться процент надбавки, решает нормативный акт образовательного учреждения.

За четыре месяца этого года средняя заработная плата педагогов достигла отметки свыше двадцати одной тысячи рублей. Это превышает установленную норму на семь процентов. Кроме того, в 2014 году повысился уровень оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального образования, и составляет он около шестнадцати тысяч.

 Что ж, комментарии звучат очень утешительно. Так, вероятнее всего, дела и обстоят на самом деле, если говорить о городе или учреждениях обязательного образования в районах.

А как поступить «несправедливо обделенным» педагогам дополнительного образования на периферии, уже подсказали специалисты Государственной инспекции труда. Остается надеяться на светлое будущее и пожелать учителям сохранить верность своей профессии.

Наталья Борц 

Фото автора


Опубликовано: 02.07.2014 в 17:00 
Просмотров: 1859 

comments powered by HyperComments