Ульяновский средний класс живет в старых домах и проводит свободное время на даче

22% трудоспособных ульяновцев можно отнести к среднему классу.

Таковы данные социологического исследования, проведенного кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ в 2013 году. По России эта цифра колеблется от 15 до 35%  - точно определить количество людей это группы сложно, поскольку прожиточный минимум и уровень доходов в каждом регионе разный. Если в целом по стране порог вхождения в средний класс – зарплата от 35 до 45 тысяч рублей в месяц, то в нашем регионе эта граница на уровне 25-30 тысяч на душу населения. По словам профессора кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ Ольги Шиняевой, особенность Ульяновской области в том, что у нас преобладают представители так называемого «старого» среднего класса – это руководители организаций и госслужащие в возрасте от 45 до 60 лет. Тогда как в экономически более развитых регионах до 70% среднего класса составляют представители бизнеса, топ-менеджеры, высокооплачиваемые квалифицированные специалисты, возраст которых не превышает 45 лет. В целом для ульяновского среднего класса характерно преобладание мужчин, при этом в малых городах области почти 60% среднего класса – женщины.

Специалисты с высшим образованием в Ульяновской области зачастую не преодолевают доходный барьер вхождения в средний класс. Почти треть представителей среднего класса занята в промышленности, большое их количество работает на предприятиях строительства и транспорта. Сфера услуг является третьей по распространенности отраслью занятости среднего класса. Следует отметить, что занятые в науке, образовании, здравоохранении – преимущественно бюджетных отраслях экономики  - составляют только 18% людей из среднего класса.

Представители среднего класса Ульяновской области часто живут в квартирах, построенных до 1990-х годов, треть за последние пять лет улучшила жилищные условия. Такое могут позволить себе далеко не все  - рост цен на недвижимость лишает основную часть среднего класса такой возможности. В региональном центре и малых городах 50% семей среднего класса имеет жилье «экономкласса», лишь 15% обладает элитным жильем.

Одно из отличий образа жизни среднего класса - качественное потребление и приобретение предметов роскоши.  В целом, представители ульяновского среднего класса за последние семь лет чаще совершали покупки бытовой техники. Однако телевизор, стиральная машина, компьютер – уже распространенные бытовые предметы. Теперь на первый план вышли дорогостоящие предметы потребления: домашний кинотеатр, посудомоечная машина, автомобиль-иномарка, яхта.  

Инвестировать свободные средства в материальные активы предпочитают всего 17% 
людей из ульяновского  среднего класса. Откладывают деньги на «черный день» в среднем 35% его представителей. Сбережения выступают альтернативой инвестированию, которое в 
Ульяновске пока не получило широкого распространения. Самые популярные формы досуга среди представителей ульяновского среднего класса - просмотр телевизионных передач, чтение СМИ и общение  с родными и близкими.  Спортом и туризмом занимается лишь каждый третий. Исключение – работа на даче: эта форма досуга широко распространена в средних слоях Ульяновской области.

Принято считать, что одного уровня доходов и потребления для отнесения к среднему классу недостаточно. Нужно еще, как минимум, иметь определенную гражданскую позицию. Особенность Ульяновской области в том, что костяк среднего класса составляют люди, так или иначе завязанные на государство – бюджетники, служащие, пожилые руководители предприятий. Подобная картина наблюдается и в других экономически слабо развитых регионах страны. Мировосприятие и ценности  этой «прослойки» граждан очень далеки от классического рыночного среднего класса. Парадокс в том, что государство формирует такой средний класс, а не наоборот. У большинства представителей этой группы нет никаких активных стимулов для проявления инициативы, в том числе и экономической, и гражданской. Общественно - политическую активность в нашем регионе демонстрируют лишь от 5% до 12% представителей среднего класса. Слишком уж мало для слоя людей, который всегда считался двигателем изменений и основой гражданского общества. 

 

Артур ХОМИЧ

Фото Дарьи Юдиной


Опубликовано: 08.07.2014 в 17:00 
Просмотров: 2297 

comments powered by HyperComments