Настанет очередь твоя...

Ни для кого не секрет, что попасть на прием к врачу в любую городскую поликлинику формально просто. Зарегистрируйся, запишись по электронной очереди и жди. В конце концов всех, конечно, примут. Но в больнице приходится провести не один час...

Прихожу на прием к врачу по предварительной записи и вижу огромную очередь. По времени мне пора заходить. Но строгие взгляды и реплики останавливают меня - соблюдайте очередь. Ничего не понимая, спрашиваю время их талонов. Оказывается, все они записаны на более ранний час, но до сих пор сидят в очереди. Смиряюсь. Сижу. Жду. Слушаю разговоры - «междусобойчики». Тема - почему очереди. Честно говоря, людей пожилых вынужденный период ожидания вовсе не огорчает. Видимо, больница — это не только место, где «подлатают» и «подштопают». Это некий клуб. Пенсионеры в таких очередях знакомятся, общаются. Словом, приятно проводят время в разговорах. Если, конечно, не являются пациентами с острой болью. Совершенно иначе дело обстоит с работягами, которые, отпросившись на час, вынуждены потом писать объяснительные из-за долгого отсутствия.

У меня - больничный и соответствующее обследование. Небольшая слабость, но это ничего. И вдруг звучит моя фамилия. Меня вызывают быстрее других. Краснея и извиняясь перед очередью, захожу в кабинет. Потому как с врачами не поспоришь. Позвали - заходи. Но все же задаю вопрос - почему я, есть впереди сидящие. Врач коротко поясняет - «сito» в карточке написано, что означает — срочно! Спорить не стала. Но пришло некоторое понимание длинных очередей. Одна из причин - такие, как я, или с острой болью, которых врач обязан принять быстрее других. Во время осмотра задаю несколько вопросов врачу. Какая категория больных пользуется такими «привилегиями»? Врач-терапевт терпеливо поясняет, что так же быстро они принимают беременных женщин, пациентов с детьми, стареньких людей.

При этом остальных просят об одолжении подождать, войти в положение. Терапевт тепло говорит о своих больных:

- Почти никогда никто не возмущается, человеческий фактор делает свое дело. Хороший все-таки у нас в Ульяновске народ. В Москве, например, все иначе. Такого понимания не встретишь.

Заметьте, что я - простой пациент. Доктор не подозревает, что говорю с ней не из праздного любопытства. И все равно вежливо объясняет положение вещей.

Вышла. Поблагодарила народ. Ничего. Не сердятся. Даже улыбнулись. Иду к другому специалисту. Здесь та же картина. Лор-врач и медсестра вызывают больных по фамилиям. Опять жду и опять слушаю. Женщина в красной кофточке объясняет молодой девушке свой взгляд на происходящее:

- Не сердитесь на врачей, голубушка. Они очень стараются. Я уже много лет хожу сюда и знаю это наверняка. Войдите в положение и будьте терпеливы. Не успевают они нас всех принять и выслушать за отведенное время. Нас с болячками очень много, всех обязаны принять и выслушать.

Недовольная девушка притихла, но с доводами явно не согласилась. Хотя и ее понять можно - опаздывает на стрижку. Поколение новое, ценности другие. Жизненный акцент не совпадает с акцентом женщины в красной кофточке. Да и с моим тоже. К тому же я узнала реакцию пациентов на очереди и их обывательское объяснение. Оно вполне логично. Задумалась обо всем. Вздрогнула, опять услышав свою фамилию быстрее других. По той же причине. И опять говорю с врачом-лором, между делом задавая свои вопросы. Отмечаю мысленно, что почти все врачи и медсестры - в достаточно зрелом возрасте. Несомненен их сорока- и пятидесятилетний стаж и опыт в работе. Но время идет. Кто придет на смену?

И тут же выясняю еще одну причину очередей. Доктор сетует на то, что приходится бегать из кабинета в кабинет.

- Не хватает врачей, особенно узких специалистов. Не идет к нам молодежь. Да и свои врачи уходят работать в платные клиники. Туда, где выше зарплата. Спасибо нашим «бабушкам»-врачам. Они нас буквально спасают. По вызовам мы их не трогаем, зато они с советским энтузиазмом и ответственностью делают свою работу.

Получается, что нехватка кадров «добровольная». А мне думалось, что нет рабочих мест. Вакансий, оказывается, предостаточно. Но слишком уж смехотворная зарплата предлагается. Получается, что всю массу больных горожан принимает «могучая кучка» из специалистов либо преданная своему делу, либо всю жизнь проработавших в одном месте. И теперь, в зрелом возрасте, они просто боятся покидать привычное место. Что же получается? Несмотря на очереди, нас качественно обслуживает небольшая «горстка» врачей. Пусть долго, но по-доброму и с любовью к своему делу.

Дверь в следующий кабинет. Хирург. Очереди нет. Странно. Работает ли? Но мне надо. Стучу. Захожу. Строгий седовласый доктор внимательно слушает, смотрит в карточку, долго молча пишет. Хочу задать вопрос - где очередь, но как-то страшно. Уж больно он серьезен и сосредоточен. Написал, подвинул рецепт с названием препаратов, дал четкие указания, а потом... улыбнулся:

- Что глаза округлила? Не бойся меня. Меня почему-то все боятся. Выяснял - не понял. Ну, я ему объяснила причину в обмен на маленький вопрос-ответ. Где очередь? Доктор рассмеялся:

- Никакой магии или особенностей. Просто сегодня работаю первый день после отпуска. Не все знают об этом. Вам просто повезло.

Мне, действительно, повезло. И с терапевтами, и с хирургами, и с лаборантами, и с УЗИстами. Речь не об этом. Вернемся к очередям. Мнение больных, их родных, врачей, медсестер понятны. Но электронная очередь была создана с целью разгрузить очереди. Где же результат такого нововведения?

Послушаем, что скажет по этому поводу Павел Дегтярь, министр здравоохранения Ульяновской области:

- Электронная очередь - это инструмент, который дан каждому руководителю для упорядочивания процесса приема пациентов. К сожалению, основной, наиболее частой причиной, является человеческий фактор. В результате неиспользования системы или неправильного ее использования очередь в ряде учреждений переходит в «ручной» режим.

Вторая причина - это кадровый дефицит врачей. Но влиять на это организационно возможно только используя потенциал средних медицинских работников на этапе доврачебного приема. Элементарно померив артериальное давление, измерив антропометрические данные и многое другое до приема врача, средний медперсонал существенно ускорит процесс приема. Такой подход позволит врачу уделить большее время пациенту.

Кроме того, сегодня врачи тратят до 30% своего рабочего времени на выписывание различных справок, участие в различных комиссиях, которые зачастую носят формальный характер. Минздрав РФ разработал проект приказа, который упраздняет 15 из 18 форм документов, заполняемых врачом. Очень ждем появление этого документа. Он позволит разгрузить врачей от бумажной работы, - поясняет министр.

- Хочу отметить, что в любом случае прием врача - это процесс индивидуальный, потому что каждый пациент имеет свои особенности. Поэтому процесс унификации электронной очереди очень не прост, поэтому для нас важна обратная связь от пациентов. Ждем предложения и замечания по работе поликлиник на сайте doctor73.ru и по телефону горячей линии 88002007307.

Наталья Нейфельд

Фото автора


Опубликовано: 17.12.2014 в 17:08 
Просмотров: 1808 

comments powered by HyperComments