Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Как не переплачивать за ОДН

Решить проблемы могут советы многоквартирных домов

«Главные Новости Ульяновска» решили разобраться, почему за общедомовые нужды мы платим зачастую больше, чем по собственным счетчикам, как с этим бороться, и почему введение нормативов не решает проблему. В этом нам помог заместитель министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Сергей Носков и председатель Совета многоквартирного дома по улице Рябикова, 40, Светлана Путько.

Противоречивые нормативы
Напомним, с 1 февраля в Ульяновскую область вернулись нормативы на ОДН. Напомним, их отменили еще летом прошлого года по решению ульяновского областного суда, а затем это решение еще и подтвердили, да не абы где – в Верховном суде России.

Тогда одна из местных управляющих компаний объявила, что эти нормативы ущемляют ее права – они попросту занижены, а значит, компания оплачивает ресурсы, которые расходуются сверх нормы, из собственного кармана. Суд не стал утверждать, что они занижены, но засомневался, правильно ли подсчитаны. 

В итоге на несколько месяцев в области воцарилась ситуация почти абсурдная. Нормативов нет, подсчитать их быстро нет никакой возможности (целую массу измерений нужно сделать в разное время), и управляющие компании решили – будем брать по максимуму. Но тут подключилась главная государственная инспекция регионального надзора, которая заявила: выше нормативов требовать нельзя, нормативов нет, а значит, платить жильцам пока не нужно вовсе. Часть компаний (надо сказать, не самая большая) последовала предписанию инспекции, часть – проигнорировала, а некоторые просто ввели загадочные дополнительные платежи, дабы восполнить потери.

Долго так продолжаться не могло, потому срок принятия нормативов и сократили.  

Проблема не решена
Но проблему полностью нормативы не решают. Ограничивающие планки вернулись, но сам объем никуда не пропал. Да, компания не может взять с жильца больше, чем установлено законом, а платить поставщикам ресурсов надо в полном объеме. Чаще всего управляющие компании просто берут деньги из тех, что предназначены на ремонт или содержание жилья. Значит, в интересах собственников сделать так, чтобы в их доме ОДН не достигали установленного «потолка».  Это не бьет по карману и не сказывается на качестве услуг.

Бороться с УК малоэффективно. Лучше идти с ними на диалог и сотрудничество. В крайнем случае, можно поменять управленца.

Опыт
Как показал опыт, единственным возможным способом обуздать плату за ОДН – следить за всем самим.  

- ОДН не бывает запредельным в домах, где собственники активно принимают участие в формировании платежной дисциплины, где жильцы собираются и обсуждают проблемы, - отметил Сергей Носков. - Мы посчитали, сколько жильцов приходит на собрания в доме, где плата за общедомовые расходы превосходила плату по индивидуальным приборам учета. Вышло всего 7%. Вывод напрашивается сам собой.

Жесткий контроль
В такой ситуации полезно будет взять пример с дома №40 по улице Рябикова. Пару лет назад жильцов этой хрущевки – по большей части, небогатых пенсионеров - возмутили суммы, которые приходилось платить за ОДН. Тогда одна из инициативных собственниц, Светлана Путько, взяла дело в свои руки.

- Начинали очень тяжело, мало кто откликался. Тогда предложили попробовать ввести жесткий контроль за тратами на 3 месяца, и все увидели результат. Нужно только найти активных людей. Уже два года в нашем доме система работает, - делится Светлана. – За горячую воду платим за ОДН не больше 60 рублей, минимум и за электроэнергию. За холодную не переплачиваем вообще уже четвертый месяц.

Почему выходит много
Недавно областное министерство строительства провело вместе с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими и общественными организациями проверку. В результате получился список причин, которые увеличивают объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

1. Самая частая проблема - многие жильцы попросту дают неверные показания счетчиков. Специально или из лени – неважно. На счетчике стоит одна цифра, а в управляющую организацию передали другу.

2.  Но зачастую цифры не просто занижают, но и используют специальные устройства, чтобы сбить счетчик «с истинного пути». 

- Воровство присутствует, - признал Сергей Носов. - Против таких людей закон суров: происходят начисления за последние полгода. Но бороться с ними трудно, представителей управляющих организаций просто не пускают в квартиры.

С этим можно бороться радикально, как это сделала Светлана Путько. Каждый месяц она раздает специальные реестры старшим по подъездам, и те ходят по квартирам и сами снимают показания, собственникам это дело не доверяют.  Или же можно проводить разъяснительные работы.

3. Еще одна распространенная причина - отсутствие синхронности в снятии показаний с индивидуальных приборов учета и с общедомовых. Здесь нам потребовались разъяснения замминистра строительства и ЖКХ:

- Если показания с общедомовых приборов учета снимают 25-26, в крайнем случае 27 числа, то все нормально. Потому что собственники у нас приносят показания также. А если это происходит гораздо раньше – ну, например, числа 16 – то получается, большой объем расходов не включается в расчет. И так происходит раз, другой, третий. А потом в определенный момент совпадает время снятия и тех, и других показаний. И тот объем, который раньше когда-то был не учтён, превращается в ОДН. Естественно, у собственника от таких сумм появляется много вопросов. Ему трудно объяснить, что все нормально, что вы заплатите в два раза больше только сейчас, а потом все сойдет на нет.

4. Несанкционированное подключение к сетям электроснабжения. Попросту, вашу энергию тратят магазины, стоянки, рекламные щиты и оборудование интернет-провайдеров, и они обязаны за потраченное платить. Но делают это не всегда. Так что лучше лишний раз уточнить у управляющей компании, рассчитываются ли с ней за это электричество чужаки, и если нет, попросить разобраться.

5. Жильцы без счетчиков, которые тратят лишнее. Чаще всего, официально прописан один человек, а живет намного больше. Например, если человек сдает квартиру. Квартиросъемщики по закону должны оформлять временную прописку, а счётчики давно должны быть установлены.

6. В отдельные причины записали и отсутствие старших по домам и подъездам. Даже подсчитали, что как минимум 9% перерасходов происходит именно из-за неорганизованности.

7. Счетчики, не отвечающие требованиям, чаще всего недосчитывают киловатты.

По словам Сергея Носова, старые черные счетчики, которые знакомы всем, уже не присутствуют в едином реестре средств измерений, то есть не допустимы. Как уговорить самых жадных товарищей разориться на новый счетчик? Очень просто.

- Проводила эксперимент с Ульяновскэнерго. Вызывала их, заходили вместе в квартиру и проверяли при хозяевах счетчики. Старые действительно ошибаются, - рассказала Светлана Путько. – Тогда Ульяновскэнерго признавали прибор устаревшим, выписывали предписание и в дальнейшем предъявляли счета по нормативам. Зачастую электричество обходилось  в 1000-1200 рублей.  

Смена старого пробочного счетчика на новые автоматические обходилась жильцам в 1500-1700 рублей, если автомат уже стоит – в 1000. Так что многие охотно соглашались их сменить.

8. Ненадлежащее состояние внутридомовых инженерных сетей. Именно для устранения этого и стоит налаживать продуктивный диалог со своей управляющей компанией.

9. Нерациональное использование коммунальных ресурсов. От ОДН никуда не деться, ведь это расходы на освещение общих мест пользования, работа лифта, домофона и привода двери.  На всем этом нужно экономить. Выключать, например, свет на ночь, а лучше всего установить погодное отопление и светоакустические приборы, которые будут сами отключать и включать свет на площадке.    

10. Влияние сезонности климата на объём потребления коммунальных услуг. Все просто – зимой нужно больше тепла и больше света, потому что на улице темно и холодно.

Фото из архива сайта

 
Нет комментариев
Обсудить