Как не переплачивать за ОДН
Решить проблемы могут советы многоквартирных домов
«Главные Новости Ульяновска» решили разобраться, почему за общедомовые нужды мы платим зачастую больше, чем по собственным счетчикам, как с этим бороться, и почему введение нормативов не решает проблему. В этом нам помог заместитель министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Сергей Носков и председатель Совета многоквартирного дома по улице Рябикова, 40, Светлана Путько.
Противоречивые нормативы
Напомним, с 1 февраля в Ульяновскую область вернулись нормативы на ОДН. Напомним, их отменили еще летом прошлого года по решению ульяновского областного суда, а затем это решение еще и подтвердили, да не абы где – в Верховном суде России.
Тогда одна из местных управляющих компаний объявила, что эти нормативы ущемляют ее права – они попросту занижены, а значит, компания оплачивает ресурсы, которые расходуются сверх нормы, из собственного кармана. Суд не стал утверждать, что они занижены, но засомневался, правильно ли подсчитаны.
В итоге на несколько месяцев в области воцарилась ситуация почти абсурдная. Нормативов нет, подсчитать их быстро нет никакой возможности (целую массу измерений нужно сделать в разное время), и управляющие компании решили – будем брать по максимуму. Но тут подключилась главная государственная инспекция регионального надзора, которая заявила: выше нормативов требовать нельзя, нормативов нет, а значит, платить жильцам пока не нужно вовсе. Часть компаний (надо сказать, не самая большая) последовала предписанию инспекции, часть – проигнорировала, а некоторые просто ввели загадочные дополнительные платежи, дабы восполнить потери.
Долго так продолжаться не могло, потому срок принятия нормативов и сократили.
Проблема не решена
Но проблему полностью нормативы не решают. Ограничивающие планки вернулись, но сам объем никуда не пропал. Да, компания не может взять с жильца больше, чем установлено законом, а платить поставщикам ресурсов надо в полном объеме. Чаще всего управляющие компании просто берут деньги из тех, что предназначены на ремонт или содержание жилья. Значит, в интересах собственников сделать так, чтобы в их доме ОДН не достигали установленного «потолка». Это не бьет по карману и не сказывается на качестве услуг.
Бороться с УК малоэффективно. Лучше идти с ними на диалог и сотрудничество. В крайнем случае, можно поменять управленца.
Опыт
Как показал опыт, единственным возможным способом обуздать плату за ОДН – следить за всем самим.
- ОДН не бывает запредельным в домах, где собственники активно принимают участие в формировании платежной дисциплины, где жильцы собираются и обсуждают проблемы, - отметил Сергей Носков. - Мы посчитали, сколько жильцов приходит на собрания в доме, где плата за общедомовые расходы превосходила плату по индивидуальным приборам учета. Вышло всего 7%. Вывод напрашивается сам собой.
Жесткий контроль
В такой ситуации полезно будет взять пример с дома №40 по улице Рябикова. Пару лет назад жильцов этой хрущевки – по большей части, небогатых пенсионеров - возмутили суммы, которые приходилось платить за ОДН. Тогда одна из инициативных собственниц, Светлана Путько, взяла дело в свои руки.
- Начинали очень тяжело, мало кто откликался. Тогда предложили попробовать ввести жесткий контроль за тратами на 3 месяца, и все увидели результат. Нужно только найти активных людей. Уже два года в нашем доме система работает, - делится Светлана. – За горячую воду платим за ОДН не больше 60 рублей, минимум и за электроэнергию. За холодную не переплачиваем вообще уже четвертый месяц.
Почему выходит много
Недавно областное министерство строительства провело вместе с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими и общественными организациями проверку. В результате получился список причин, которые увеличивают объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
1. Самая частая проблема - многие жильцы попросту дают неверные показания счетчиков. Специально или из лени – неважно. На счетчике стоит одна цифра, а в управляющую организацию передали другу.
2. Но зачастую цифры не просто занижают, но и используют специальные устройства, чтобы сбить счетчик «с истинного пути».
- Воровство присутствует, - признал Сергей Носов. - Против таких людей закон суров: происходят начисления за последние полгода. Но бороться с ними трудно, представителей управляющих организаций просто не пускают в квартиры.
С этим можно бороться радикально, как это сделала Светлана Путько. Каждый месяц она раздает специальные реестры старшим по подъездам, и те ходят по квартирам и сами снимают показания, собственникам это дело не доверяют. Или же можно проводить разъяснительные работы.
3. Еще одна распространенная причина - отсутствие синхронности в снятии показаний с индивидуальных приборов учета и с общедомовых. Здесь нам потребовались разъяснения замминистра строительства и ЖКХ:
- Если показания с общедомовых приборов учета снимают 25-26, в крайнем случае 27 числа, то все нормально. Потому что собственники у нас приносят показания также. А если это происходит гораздо раньше – ну, например, числа 16 – то получается, большой объем расходов не включается в расчет. И так происходит раз, другой, третий. А потом в определенный момент совпадает время снятия и тех, и других показаний. И тот объем, который раньше когда-то был не учтён, превращается в ОДН. Естественно, у собственника от таких сумм появляется много вопросов. Ему трудно объяснить, что все нормально, что вы заплатите в два раза больше только сейчас, а потом все сойдет на нет.
4. Несанкционированное подключение к сетям электроснабжения. Попросту, вашу энергию тратят магазины, стоянки, рекламные щиты и оборудование интернет-провайдеров, и они обязаны за потраченное платить. Но делают это не всегда. Так что лучше лишний раз уточнить у управляющей компании, рассчитываются ли с ней за это электричество чужаки, и если нет, попросить разобраться.
5. Жильцы без счетчиков, которые тратят лишнее. Чаще всего, официально прописан один человек, а живет намного больше. Например, если человек сдает квартиру. Квартиросъемщики по закону должны оформлять временную прописку, а счётчики давно должны быть установлены.
6. В отдельные причины записали и отсутствие старших по домам и подъездам. Даже подсчитали, что как минимум 9% перерасходов происходит именно из-за неорганизованности.
7. Счетчики, не отвечающие требованиям, чаще всего недосчитывают киловатты.
По словам Сергея Носова, старые черные счетчики, которые знакомы всем, уже не присутствуют в едином реестре средств измерений, то есть не допустимы. Как уговорить самых жадных товарищей разориться на новый счетчик? Очень просто.
- Проводила эксперимент с Ульяновскэнерго. Вызывала их, заходили вместе в квартиру и проверяли при хозяевах счетчики. Старые действительно ошибаются, - рассказала Светлана Путько. – Тогда Ульяновскэнерго признавали прибор устаревшим, выписывали предписание и в дальнейшем предъявляли счета по нормативам. Зачастую электричество обходилось в 1000-1200 рублей.
Смена старого пробочного счетчика на новые автоматические обходилась жильцам в 1500-1700 рублей, если автомат уже стоит – в 1000. Так что многие охотно соглашались их сменить.
8. Ненадлежащее состояние внутридомовых инженерных сетей. Именно для устранения этого и стоит налаживать продуктивный диалог со своей управляющей компанией.
9. Нерациональное использование коммунальных ресурсов. От ОДН никуда не деться, ведь это расходы на освещение общих мест пользования, работа лифта, домофона и привода двери. На всем этом нужно экономить. Выключать, например, свет на ночь, а лучше всего установить погодное отопление и светоакустические приборы, которые будут сами отключать и включать свет на площадке.
10. Влияние сезонности климата на объём потребления коммунальных услуг. Все просто – зимой нужно больше тепла и больше света, потому что на улице темно и холодно.
Фото из архива сайта