Секрет фирмы: «Авиастар» готовит к полету самолет-заправщик

«Главные Новости Ульяновска» узнали секреты авиазавода.

«Авиастар» - одно из мощнейший предприятий региона. На заводе работают тысячи людей. И тем не менее предприятие умудряется хранить многочисленные секреты. Самые интересные попытался раскрыть наш корреспондент.

Для начала, конечно, о самом производстве. И это – один из основных секретов. Ведь миллионы людей летают на самолетах. И лишь избранные знают, как их делают.

Итак, сейчас производство Ил-76МД-90А – на заводе основное. Их к настоящему времени на заводе изготовлено четыре. Один – ресурсный образец, один лётный образец, и ещё два уже передали заказчику – Министерству обороны России. В этом году завод выпустит ещё два самолёта. И это – круто! Но чем же эти лайнеры уникальны?

- Отличие самолёта, который сейчас строится на «Авиастаре», от своего предшественника в том, что на нём установлены модернизированные крылья, управление, кабина. Теперь самолёт оснащён так называемой «стеклянной» кабиной, то есть везде установлены мониторы. На Ил-76МД-90А - новые двигатели ПС90А. Раньше были двигатели Д-30КП, которые не позволяли летать за границу по уровню шумов и параметру эмиссии. Также увеличен взлётный вес до 210 тонн, и, соответственно, теперь можно взять больше груза – до 55 тонн. Уменьшен расход топлива и увеличена дальность полёта до 6000 километров. Так что сегодня наши самолёты могут летать в любые уголки мира, - рассказал заместитель гендиректора «Авиастара», руководитель проекта Ил-76МД-90А Валерий Токарев.

Напомним, в настоящее время «Авиастар» и Минобороны России заключили контракт, по которому до 2020-го завод произведёт 39 транспортников Ил-76МД-90А.

Бумаги – в сторону

А с чего начинается производство? Конечно, с проекта. Так вот, проект самолёта Ил-76МД-90А – первый на заводе, по которому конструкторская документация разрабатывалась в электронном виде.

- До этого разработка конструкторской документации производилась на бумажных носителях. Во-первых, подготовка документов в электронном виде повышает точность. Во-вторых, имея электронные модели и чертежи, не надо делать отдельную программу для изготовления деталей. Сборка первой машины показала, что это достаточно точный метод. Вопросов при сборке агрегатов было меньше, - говорит Токарев.

Сейчас у завода есть возможность производить шесть подобных самолётов в год, но в будущем здесь установят дополнительные стапели, и возможности предприятия возрастут.

- А с запуском поточной линии сборки самолетов ожидается увеличение их выпуска до 18 в год, - говорит Токарев.

Перспективный самолет-заправщик

Планы – это тоже секрет. Но нам его раскрыли. А именно в дальнейшем на заводе планируют изготавливать различные модификации Ил-76МД-90А, в том числе перспективного самолёта-заправщика Ил-78М-90А.

- Этот самолёт предназначен для дозаправки самолётов в воздухе. Конструкторскую документацию по этому самолёту уже запустили в производство. Работы идут полным ходом, уже изготовлена большая часть деталей, собираются агрегаты. В этом году должны завершить сборку планера и приступить к монтажу оборудования. В следующем году первый заправщик будет передан на государственные испытания, - говорит Валерий Токарев.

К 2017 году здесь планируют выпускать 15 различных самолётов в год.

Помимо заправщика, на заводе работают над другими авиационными проектами – самолётами МС-21, Ил-112, «Сухой Суперджет». 

Редкие профессии

Кто же работает на «Авиастаре»? Специалисты каких профессий задействованы? Кто, проще говоря, трудится над тем, чтобы в небо взлетали железные птицы? Это еще один из секретов. Так вот, на заводе работает немало узких специалистов, встречающихся только в авиационных отраслях. Например, есть целый лётный отряд испытателей: пилоты, штурманы и так далее. Они первые поднимают новый самолёт в воздух и проверяют все его характеристики.

Кроме того, на заводе работают слесари, клёпальщики, авиатехники, конструкторы, которые занимаются непосредственной сборкой самолётов. Некоторые из них, перед тем как прийти на завод, сначала четыре года учатся в авиатехникуме, а потом ещё пять лет в УлГТУ, и из них получаются высококвалифицированные специалисты.

Сейчас на «Авиастаре», по словам директора по персоналу Вадима Овейчука, работают 9800 человек. Кроме того, ещё 1500 трудятся на «дочках» завода, расположенных на территории предприятия, и ещё почти 500 человек – в филиалах конструкторских бюро, также находящихся на территории завода. Итого получается 11800 человек. Для сравнения, когда УАПК только построили, в основном  производстве было задействовано 15 тысяч человек.

 Секретный цех

Поскольку на заводе производится военная техника, то попасть сюда непросто. По периметру завода имеются несколько контрольно-пропускных пунктов, на которых досматривают личные вещи и автомобили всех въезжающих и выезжающих. При въезде проверяют – не несёте ли с собой что-то запрещённое, а при выезде – не увезли ли с собой то, что не положено. Например, рабочим запрещено проносить с собой на завод фотоаппараты и планшеты.

Самым секретным местом на заводе является производство окончательной сборки – то самое, где заканчивается строительство самолета. Чтобы попасть сюда, нужно пройти ещё один пункт пропуска. Рабочим, которые здесь трудятся, изготавливают специальные документы.

Самым секретным производство является потому, что здесь находятся уже собранные самолёты, предназначенные для военных. Но при этом именно в этом «тайном месте» проводят ежегодно день открытых дверей. Как же пускают зрителей в самый секретный цех? Очень просто, оттуда заблаговременно убирают всё то, что видеть посторонним нельзя. Хотя обычным зрителям и без того есть на что посмотреть: готовый авиалайнер, другой самолёт, одетый в стапеля, разложенные детали, да и сам размер производства впечатляет.

Но самой большой и наиболее тщательно охраняемой тайной на заводе является то, сколько и каких самолётов в год может выпустить завод. Причём засекречены не только нынешние возможности, но и сколько он мог выпускать в первые годы своего существования. Да, нам рассказали про выпуск Ил-76МД-90А. Но помимо этого на заводе могут производить и другие самолеты.

Для справки:

10 июня 1976 года вбит первый колышек под будущее строительство завода, который тогда назывался Ульяновский авиационный промышленный комплекс (УАПК) имени Д. Ф. Устинова. И именно этот день считается днём рождения авиазавода.

Завод создавался для производства самых больших транспортных самолётов Ан-124 «Руслан». В период с 1977 по 1980 годы введён первый пусковой комплекс и запущена документация на производство самолета Ан-124 «Руслан». В 1983 построен и принят в эксплуатацию испытательный аэродром завода, получивший название «Ульяновск-Восточный». 30 октября 1985 состоялся первый полет выпущенного заводом военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Позднее на заводе начали производить пассажирские самолеты Ту-204, первый из которых поднялся в воздух 17 августа 1990 года. Позднее, в 90-х и 2000-х, на заводе несколько раз модернизировали Ту-204.

В 1992 УАПК им. Д. Ф. Устинова преобразован в акционерное общество «Авиастар».

В 2007 году на заводе началась подготовка к производству и испытаниям модернизированных самолётов Ил-76. В 2012 совершил первый полет модернизированный Ил-76МД-90А.

К сведению, за базу самолёта Ил-76МД-90А взят предыдущий тип Ил-76МД, который производился на авиационном заводе в Ташкенте.

Фото и видео автора


Опубликовано: 02.08.2015 в 12:30 
Просмотров: 5653 

comments powered by HyperComments