Виктор Шингаров: Реализация программ энергосбережения бюджетозависимых организаций практически невозможна.

10-11 февраля 2011 года в Перми прошла конференция, посвященная проблеме энергосбережения.

10-11 февраля 2011 года в Перми прошла конференция, посвященная проблеме энергосбережения. О ее результатах и перспективах для нашего региона мы поговорили с её участником, профессором кафедры электроснабжения Ульяновского государственного технического университета, Заслуженным энергетиком России, Почётным работником ЖКХ РФ, директором ООО «Потенциал» Виктором Павловичем Шингаровым.

- Виктор Павлович, расскажите, пожалуйста, немного о конференции. Что она собой представляла и какие цели преследовала?

- Двухдневная межрегиональная конференция в Перми была посвящена вопросам энергосбережения. В ней приняли участие российские учёные, руководители энергетических предприятий, коммунальной сферы, специалисты иностранных фирм, представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Обсуждались проблемы, возникшие при реализации программ повышения энергетической эффективности в промышленности, на предприятиях ЖКХ и в бюджетной сфере.

- Нам известно, что Вы выступили там с докладом, который был признан лучшим по признакам актуальности и по своей практической полезности. Чему он был посвящён?

- Тема моего доклада была обозначена так: «Активная» и «пассивная» формы энергосервисного договора (контракта) в условиях применения учреждениями здравоохранения г. Ульяновска». Он раскрывает механизм заинтересованности заказчика и исполнителя энергосервисного контракта в привлечении внебюджетных кредитных источников для погашения расходов на реализацию энергоэффективных мероприятий. Главное в этом механизме – это способ образования сэкономленных средств на расчётном счёте исполнителя энергосервисного контракта, исполняющего одновременно функции поставщика ресурсов. В докладе содержится также  конструкция договоров между участниками процесса энергосбережения, начиная с заказчика и до исполнителя сервисного контракта, который по условиям законодательства должен совмещать функции поставщика энергетических ресурсов. Отдельно и подробно раскрыт документооборот  в условиях «пассивной» и «активной» формы ЭСД (К), а также приведены правовые основания предложенного механизма отношений.

- Какие здесь возникают основные сложности?

- Как и везде, где речь идёт о энергоресурсах, можно ожидать противодействие со стороны монопольного поставщика, - ведь он не будет вести активные действия по энергосбережению для того, чтобы способствовать ухудшению своего финансового состояния.

- Но ведь на то и власть, чтобы подчинить государственным интересам корпоративные интересы монополий.

- Вы абсолютно правы, но лишь в теории, так как, во-первых, власть заинтересована в сохранении действующей системы и она не будет инициировать риски, неизбежно сопровождающиеся со всем новым. А во-вторых, управленцы во властных структурах слишком заняты сохранением собственного положения, чтобы что-то менять, да и профессионально они не готовы разобраться и принимать совсем не простые решения.

- Вы имеете в виду нашу администрацию?

- Нет, конечно. Хотя отличия всегда есть в стиле, в приоритетах, в уровне готовности чиновников в большей или меньшей степени быть государственными служащими.

-Тогда почему Ваш доклад стал лучшим на Западном Урале, а не в Ульяновской области?

- Это объясняется случайным совпадением сроков проведения конференции и завершением моей разработки материалов, положенных в основу доклада. В Ульяновске, безусловно, этот механизм будет доступен в определённой последовательности его публикации, так как без него все наработанные программы могут быть в условиях ограниченности бюджетных средств просто бесполезным хламом.
И как раз по теме: сегодня утром мы встречались с известным своей активной позицией в сфере энергетики депутатом Законодательного собрания В.В. Алексейчиком и договорились о порядке и сроках рассмотрения предлагаемого механизма, а вернее комплекса приёмов, обеспечивающих мотивацию заинтересованности сторон – участников процесса энергогсбережения, основанного не на примитивной схеме «вечером деньги, а утром стулья», а на тех серьёзных основах, которые обкатаны странами, поборовшими энергоразорительную экономику.


- У Вас наработана какая-то последовательность действий по реализации Вашей схемы или, как сейчас говорят, «дорожная карта»?

- Ничего, что было бы сложным для исполнителя, в моих разработках  нет. Всё опирается на требования закона 261-ФЗ «Об энергосбережении» в части статей 19, 20 и 26 и закона 94-ФЗ в части статьи 56.1. Главное в требованиях этих статей состоит в том, что заказчик услуг или ресурсов должен проводить конкурс на поставку ресурсов или оказание услуг по условиям наибольшей эффективности. Несложно понять, что выигрывает этот конкурс тот, кто обеспечит наибольшую эффективность, т.е. наименьшую стоимость. Понятно также, что этим лицом станет претендент на роль исполнителя энергосервисного контракта. Дальше – проще: уточняются условия ЭСД (К) в соответствии с прописанными требованиями 261-ФЗ, 94-ФЗ и постановлением Правительства РФ № 636, главными из которых является существенные условия ЭСД (К), которые в обязательном порядке входят в условия договора купли – продажи (поставки). В них, опять-таки в соответствии с законодательством, записывается особый порядок оплаты за ресурсы или услуги. И вот именно здесь, как говорится, «зарыта собака». Эти условия могут выполняться только в одном случае: когда договор поставки и энергосервисный договор выполняет одно и то же лицо. Именно тогда всё встаёт на свои места, которые продиктованы в законодательных требованиях, особенно в части образования и порядка расходования сэкономленных средств. Остальные действия исполнителя энергосервисного контракта, касающиеся образования источников финансирования в виде бюджетных или внебюджетных средств, ничем не отличаются от обычных в таких случаях.

- Вроде бы всё так просто, тогда почему до этого времени никто этого не сделал?

- Всё как раз не так просто. На раскрытие понятия «энергосервис», без которого нельзя подойти к раскрытию смысла статей законов, мне понадобилось полгода для изучения опыта европейского «контрактинга» и состава понятия «аутсорсинг»,  на основе чего и родился наш закон об энергосбережении, в котором энергосервис должен стать ключевым действующим звеном. Именно энергосервис,  а не тот организованный сегодня бизнес по тиражированию с позволения сказать «программ по энергосбережению», которые, как известно из законодательства, могут быть созданы только на основе энергообследования или проектных данных.

- Будет ли данный механизм внедрен  в нашем регионе?

- Как я уже сказал, я этим как раз и занимаюсь. И тут основная и наиболее сложная задача – это наладить диалог с органами, которые управляют бюджетом. Главное в этой проблеме - это заинтересовать исполнителя бюджета в той ситуации, когда ему предлагают затратить не 4 миллиона, а 3, и чтобы он в этой ситуации не сказал: «А что из того, что вы мне сэкономили! Мне эту разницу всё равно срежут». Как видите, в ситуации участвуют и те чиновники, которые могут весь процесс плотно остановить. Понимая это, я считаю, что без понуждения не обойтись. И вот тут-то мы приходим к той части нашего разговора, в которой пытались провести аналогию между региональными особенностями чиновников, их степенью государственности, их готовностью разобраться и обеспечить риски нововведения, пусть даже и законного.

Подготовила Мария БЕЛЯЕВА.

Фото Марии БЕЛЯЕВОЙ.


Опубликовано: 18.02.2011 в 14:44 
Просмотров: 2947 

comments powered by HyperComments