Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Настоящий подвиг – бескорыстно посвятить всю жизнь воспитанию чужих детей

Людмила Георгиевна Макарова проработала воспитателем в детском саду №13 почти 44 года. Давно появилась возможность уйти на пенсию и отдохнуть, но её не отпускают родители – так привязались к ней их дети. На вопрос «почему?» сама она отвечает просто – уже как-то всей душой приросла к детям, не может прожить без общения с ними.

За всю свою жизнь Людмила Георгиевна больше никем не работала. С того момента, как будучи 20-летней девушкой пришла устраиваться в детский сад. Она посвятила этому всю жизнь, без остатка.

Дату своего первого рабочего дня она помнит до сих пор – 16 августа 1968 года. Педагогическое образование получила в Ульяновском педучилище №1. В 1991 г. Людмиле Георгиевне было присвоено звание ветерана дошкольного учреждения. В 2002 г. – награждена почётной грамотой министерства образования РФ. Её бесконечно благодарят родители, любят дети и уважают коллеги.

Своих внуков у этой замечательной женщины нет, и на этот вопрос жизнерадостно отвечает, что все её родные дети – это её воспитанники. Изо дня в день ей удаётся совершать маленькие подвиги, на протяжении стольких лет.

 

– Людмила Георгиевна, Вам присваивалось звание ветерана дошкольного учреждения. А премия за это какая-либо выплачивалась?

Премия небольшая была, но, можно сказать, что и не было ничего. Работаем больше. Главная премия за годы работы – это когда бывшие воспитанники приходят, показываются (улыбается). Вот, например, Дима Разумовский, герой России, воспитывался у меня (Дмитрий Александрович Разумовский – подполковник, погибший при освобождении заложников во время теракта в Беслане. Посмертно удостоен звания Героя РФ – прим.). Навестил меня, ещё когда командиром был. Пришёл такой парень – высокий, красивый. Я даже не сразу его узнала.

– А каково это ощущение – увидеть взрослыми тех, кто выпускались детьми?

Гордость берет – что я таких людей воспитывала! Некоторых выпускников, конечно, уже не узнаешь сразу, потому что изменяются сильно. Но, когда вспоминаешь, кто перед тобой – не описать словами. Многие мои выпускники уже детей своих водят ко мне. Скоро уже будут внуков приводить (смеётся).

– Как общаетесь с детьми? Есть ли у Вас какой-либо метод воспитания?

Тут, конечно, к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Нельзя всех детей однообразно воспринимать. Каждого нужно изучить, говорить с ним на его языке. К каждому есть свой ключик – так что приходится держать целую связку ключей. Вот одни дети, например, слишком смелые, приходит с компьютерами, с телефонами. Другой ребёнок – вот как Полиночка – больше молчит, скромная. Редко, когда что скажет.

«У меня тоже дома два телефона, - тихо добавляет Полина, - Мне один папа подарил, и один мама подарила…».

Вот Полина даже разговорилась, а то она стесняется обычно. Некоторые дети не сразу привыкают, но потом уже, когда осваиваются – их, бывает, не оторвать. Родители приходят, а они: «мы ещё не наигрались». Хоть прямо выгоняй (улыбается). Нам сейчас девочку новенькую перевели, а она сразу стала своя, как будто и была всегда.

– А как Вы развиваете творчество в детках?

– В первую очередь, конечно, важно заразить личным примером. Увлечь детей по-настоящему. Вместе открывать и творить. Дать понять ребёнку, это действительно пригодится ему в жизни, а не навязывать знание просто так.

С самого начала, формируем в детях будущего гражданина нашей Родины, прививаем добро, честность, патриотизм. Ведь именно такими качествами обладал мой выпускник Дмитрий Разумовский. Большую работу провожу по музейной педагогике: мы уже побывали в мелочной лавке, музее городского быта, градостроительства, метеорологии. В музее И.А. Гончарова, в краеведческом и даже в музее атомной энергетики. Звездное небо детям показывали. У нас детки уже многое знают. О Симбирске знают – почему так назывался город. У нас даже есть собственный уголок старинных вещей – здесь и самовары, и старинные сарафаны, и лапти – всё сама собираю.

Участвуем также в спортивных соревнованиях «Малышок», на стадионе и в закрытых помещениях. Устраиваем эстафеты с родителями. Так что даже родители у нас не остаются в стороне!

– Какие качества необходимы, чтобы проработать столько лет?

Мне кажется, самое главное – нужно сильно любить детей. Остальное, как говорится, приложится. И терпение тоже. Многие, особенно молодые, считают, что работа воспитателя детского сада – это сплошное удовольствие. К нам вот приходили молодые девочки работать, после окончания педагогического, и почти сразу зажимали голову и убегали: «нам это не надо…». Поэтому нужно сказать откровенно – удаётся это далеко не каждому, и прежде, чем устраиваться воспитателем, нужно хорошенько подумать, и задать себе вопрос – а готовы ли Вы к этому?

– Можете ли вообще подсчитать, скольких детей уже воспитали в этом детском саду?

Вначале, когда я начинала работать 40 лет назад, у нас были группы по 35 человек. Потом, правда, по 20-25 группы стали… И каждые три года мы выпускаем детишек в школы. Сколько их было уже за 40 лет… Но я всех ребят помню, кто каким был, кого как звали. У меня даже фотографии хранятся, альбомы выпускные.

– Насколько сильно воспитание влияет на будущее?

– Во-первых, я считаю, что именно в детском саду ребёнок начинает развиваться как личность, как часть коллектива. Здесь происходит первое общение со сверстниками. Ребёнок развивается в коллективе, и, в частности, это может в будущем помочь с выбором профессии. И наоборот – если ребёнок не посещает детский сад, то в будущем ему будет труднее развиваться в коллективе. Во-вторых, тут ещё, конечно, зависит от влияния  родителей, даже в большей степени. Мы ведём с ними совместную работу. Большая помощь от родителей идет. То, что мы просим – они всё выполняют: с детьми дополнительно позаниматься, приготовить им что-то на занятие. Тесная связь «родитель – ребёнок» рождает доверие и взаимопонимание. Это не зависит от времени или эпохи. Всё возвращается, ребёнок всё впитывает, для него важен эмоциональный комфорт.

– А своих воспитателей помните? Чем они Вам запомнились?

– А как же, помню. Помню также, что детей много нас было, а садик был старый-старый. Голые стены, скудный интерьер. Но атмосфера была положительная. Тогда и взрослые были другими, не было такого повсеместного зла, как сейчас. Тогда все относились друг другу хорошо – это было неоспоримой нормой. Воспитатели мои были доброжелательными – это осталось навсегда в памяти… Помню доброту, теплоту, любовь. Именно от них мне это и осталось, наверное. Под действием этого отношения подсознательно такой характер у меня сформировался.

– Что бы Вы хотели изменить в детских садах?

Ну, трудности бывают, есть и будут, в основном общие для всех детских садов – всем хочется больше финансирования. Хотелось бы сделать ремонт, обновить развивающую базу, чтобы дать детям возможность больше узнавать в процессе игры. Но помощи от государства никакой нет. Всё в садике, и в том числе последний ремонт – сделано силами родителей. А что ещё изменить можно? Сейчас-то что уже изменишь…? Хотя пока и так всё новое – компьютеры появляются, как видите, правда, дети сами их из дома приносят.

– А какие они – нынешние дети? Чем отличаются от тех, которых Вы воспитывали 40 лет назад?

Нынешние, пожалуй, более любознательные. Сейчас стало гораздо больше возможностей. Это влияет на кругозор. Ну, вот сами видите, что у нас дети ходят с телефонами, ноутбуками. Продвинутые – не то слово! Время другое, век другой, что там говорить. Раньше детей было больше, и они были послушнее, скромнее. А сейчас детишки – умнее, хитрее, развитей, больше информации схватывают. Отовсюду – из мира, из телевидения.

– А родители изменились?

В то время как-то были простые родители, однородный контингент. А сейчас – родители тоже образованней, осведомлённей, поэтому помогают, свои идеи предлагают. Если что – сразу обращаются к нам.

– Какую-нибудь забавную историю за время работы помните?

Много всяких историй было. Например, тут вот ещё один воспитанник мой приходил – мужчина уже, лет 40. Сразу меня узнал, а я его ещё не узнала. А он: «Ну вспомните, Людмила Георгиевна, я, когда выпускался, приходил к Вам, и говорил, что когда вырасту, на Вас женюсь». Ну, вот я его сразу и вспомнила! Я тогда вот ещё молоденькая была.

– Сейчас стало популярно отдавать детей в частные детские сады. Как к этому относитесь?

Ну, это в основном, могут только богатые себе позволить… Потому что у них плата в месяц от 10 до 15 тысяч. Дети из простых семей ведь не смогут туда попасть. Такие деньги ежемесячно отдавать… А ребенок-то он растет, ему всё надо новое покупать. Да и уровень почти ничем не отличается. Там то же самое, только у них специалисты, то есть одни ведут математику, другие ведут развитие речи, третьи – физкультуру. И у нас почти так и есть.

– Правда, что воспитатель один отвечает за здоровье каждого ребёнка из своей группы? Какие случаи бывали?

Ну, конечно, а как же. Это наша самая главная обязанность. Но бывали, конечно, синяки у детей – это естественно. Они, бывает, бегают – и коленку расшибут. Но таких прям конфликтов с родителями не было. Хотя вообще, у кого-то бывают. По этому поводу хочется сказать, что все мы ходили в детский садик, и все можем вспомнить у себя и синяки, и шишки. А теперь, когда люди выросли, и водят своего ребёнка в детский садик, предъявляют претензии к воспитателю, совершенно не вспоминая о том, какими были сами в этом возрасте.

– Случались ли трудности за 40 лет?

У меня, вроде бы, не было. Приходилось иногда, например, весь день работать – с семи утра до семи вечера. Но надо, значит – надо *улыбается*. Когда любишь свою профессию, идёшь без раздумий. Меня спрашивают сейчас уже, почему я не хочу идти на пенсию отдохнуть, уходить из детского сада, а я отвечаю, что не могу. Меня как-то тянет сюда снова каждый день. Приросла я к этому месту. У меня выпускная группа в этом году, 18 детей, и они пойдут в школу с сентября. Многие уже сейчас ходят на подготовку. И учителя довольные, говорят, что ребята от нас приходят сразу умные и воспитанные.

«А мне даже кажется, что я тут уже в школе учусь,» – добавляет Матвей.

Вот! Дети у вас, говорят, раскрытые, ничего не боятся, всё отвечают. У нас всё время одни мероприятия. Ну, ничего! Скоро этих детишек выпустим, и я возьму новую группу – маленьких трех годичных детей, которые ждут своей очереди.

– Что думаете о том, что детей сейчас так сложно устроить в детсады?

А мне кажется, сейчас уже наоборот – открывают новые детские садики. Зато проблема встала другая – сады-то открывают, но очень мало воспитателей.         Вот в соседнем детском саду места рассчитаны на шесть групп, а набрали только одну – педагогов не хватило на несколько. Потому что новые люди в профессию не идут. Требования высокие к воспитателям. А заработная плата какая у нас… Даже не скажу. Вот и остаются работать все те, кто уже на пенсии.

– Да, нехватка кадров ощущается. Уже сейчас в Ульяновских детсадах не хватает 250 воспитателей. А что будет дальше? Как думаете, почему такая картина именно сейчас складывается?

Может, потому что сейчас время такое? Жизнь раньше была проще, доброжелательней – сейчас уже не так. Выживает тот, кто впереди. Мир жёстким стал, люди идут туда, где зарплата больше, где место лучше, где наваристей. А здесь, видите – тяжело и трудно. Да ещё и за копейки. Хотя я – воспитатель высшей категории. А у нас ведь есть простые воспитатели… им как? С пенсией то же самое. Обещали, вроде, в феврале поднять. Остается только ждать и надеяться.

 

А действительно, если подумать – какие перспективы у профессии педагога детского сада в нашей стране? Ведь работа воспитателя – это: огромная ответственность, плюс – низкая зарплата, плюс – порой нехорошее отношение со стороны местного отдела образования. Но, несмотря ни на что, есть люди, не теряющие энтузиазма к своей деятельности.

Выпускники детского сада №13 поступают в элитные гимназии – №1, №2, №3, №33, и успешно заканчивают. А ведь придут ещё и ещё! К тому же не отпускало постоянное ощущение, что дети в группе Людмилы Георгиевны на удивление счастливые. Без причины, просто потому что так есть.

«Это человек, который действительно заслуживает большого уважения» - произнесла ее коллега.

«Да ну уж ладно, прям… не надо» - скромно отнекивается Людмила Георгиевна. Утверждает, что если бы работала не воспитателем, то уж точно пошла бы учителем – причём обязательно начальных классов. Есть такая профессия – детей любить.

Подготовила Лайла ТАДЖИЕВА.

Фото автора.

Нет комментариев
Обсудить