Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Молодых врачей бояться не стоит

Так считает главный травматолог-ортопед Ульяновской области Геннадий Шевалаев.

 

Ульяновцы не всегда доверяют врачам и предпочитают лечиться дома, а уж если случайно оказались в больнице, то ожидают самого худшего. Бабушки-пенсионерки, сидя в очереди на прием к специалисту, рассказывают страшные истории. После часового ожидания пациент стучится в дверь к врачу с опаской. Как из студентов медицинского факультета вырастают опытные ординаторы, и почему молодых врачей не стоит бояться, рассказал доцент кафедры госпитальной хирургии УлГУ, главный травматолог-ортопед министерства здравоохранения Ульяновской области Геннадий Шевалаев.

- Геннадий Алексеевич, во сколько этапов проходит подготовка врача?

- После 6 курса студенты могут пойти в клиническую ординатуру (там учиться 2 года) или окончить интернатуру (1 год). И после 7-8 лет обучения нужно еще не менее 7 лет практики, чтобы из врача-ординатора вырос хороший специалист – подготовка врача среднего уровня занимает около 15 лет.

- Вы назвали такой большой срок, чтобы врач стал опытным - 15 лет… А по окончании ординатуры врачи разве не опытные?

- Успешная сдача экзаменов говорит о том, что ординатор готов самостоятельно работать, однако практического опыта молодому специалисту еще недостаточно. Врач учится на протяжении всей жизни. Однако это не значит, что стоит бояться молодого врача, ведь у него есть коллеги, руководитель, с которыми он может проконсультироваться, если сомневается. Кроме того, приходится постоянно читать много специализированной литературы, чтобы знания не устаревали.

- Врачи могут получить за экзамен «тройку»? Или студентов-медиков заставляют выучить заново, пересдать?

- Ординатор-интерн сначала проходит тестирование, которое оценивается баллами. А когда сдает устный экзамен, комиссия уже видит, на что человек способен на практике, и решает, допустить его к работе или нет. Следует различать практические и теоретические знания. Масса студентов отсеиваются, потому что они не сдали химию, при этом у них пятерки по анатомии. Я считаю, что химию, физику и другие общие предметы нужно вводить по желанию, а основной упор сделать на анатомию, физиологию и специальность.

Уровень знаний зависит от самих студентов. На кафедре мы создаем для них условия, направляем, помогаем в процессе – они обучаются сами. Приходит группа в 10-12 человек, я объясняю им всем одинаково. Одни понимают это отлично, другие хорошо, а некоторые ничего не понимают.

- А группу всегда маленькую набираете - 10 человек?

- К пятому курсу группа в среднем состоит из 8-10 человек – к медикам индивидуальный подход, особенно это касается практических занятий.

- Что собой представляют практические занятия?

- Если конкретно рассматривать травматологию-ортопедию, то это двадцатидневный цикл, который оканчивается экзаменом. Каждый день студентам дается тема, по которой они готовятся дома, а на следующее утро у них опрос. Теория – основа всего. Затем они курируют больных, пишут их истории болезни, обсуждают план действий с лечащим врачом. Позже студенты «защищают» историю болезни – отвечают на массу вопросов комиссии. Экзамен включает 3 вопроса, рентгенограмму и решение ситуационной задачи - студент назначает обследования и ставит диагноз «гипотетическому больному».

- Летчики у нас тренируются на симуляторах, прежде чем взять в руки штурвал. А как тренируются врачи, прежде чем прикасаться к живым людям?

- Все процедуры в первый раз делаются под контролем более опытного врача. Во многих медицинских институтах имеются специальные классы, где обучаются выполнять манипуляции. И, разумеется, тренируются сначала на муляжах, а потом уже допускают к живым людям. Потом ординаторы и интерны ходят со мной или с другими практикующими травматологами и смотрят, как выполняются те или иные манипуляции, наблюдают, как мы оперируем, набравшись опыта – ассистируют. Тренируются вязать узлы и накладывать швы на подушках. В медицинских кругах есть такая поговорка: «Пока ты два чемодана узлов не навяжешь – ассистентом не пойдешь!». Кроме муляжей студенты работают с настоящим оборудованием. Чтобы, например, имплантировать современный штифт в плечевую кость, нужен целый «чемодан» инструментов. Ординаторов и интернов учат ими пользоваться, показывают базовые манипуляции, но никто не обучает отдельно взятым операциям. Это постепенно приходит, со временем. Практических академических навыков и хирургических знаний достаточно, чтобы успешно проводить операции в дальнейшем.

- Многие ли ваши студенты остаются работать в больницах города?

- Когда молодой специалист получает первую зарплату, он понимает, в какую ситуацию попал. Ему пришлось потратить много времени и средств на обучение, а труд оценивается грошово. Чтобы работать в таких условиях, надо быть фанатом медицины. Настоящие врачи немного энтузиасты. В Клинической больнице скорой медицинской помощи каждый год проходят обучение 3-4 интерна-ординатора травматологии. В области около 80 человек с дипломом ортопеда.

- Значит, от нехватки кадров ульяновская травматология не страдает?

- В отделениях травматологии БСМП работают 23 врача и ординатора. Не сказать, что этого достаточно. Нехватка кадров - проблема почти всех государственных медицинских учреждений области.

- Откуда, по-вашему, у пациентов берется недоверие к врачам?

- Проблема рассматривается однобоко, как будто во всем виноваты врачи. Система организации медицинской помощи построена таким образом, что возникает какое-то столкновение между практикующей медициной и больным населением. Пациент устает сидеть в очереди к врачу и становится раздраженным. Большие очереди не дают возможности работать сосредоточенно. Начинается спешка. Если с больным за короткий промежуток времени не получился какой-то психоэмоциональный контакт, всё - я для него буду плохим врачом. А если пациент не доверяет лечащему врачу, то и лечение может оказаться неэффективным.

 

- Когда проводишь процедуру первый раз, боишься, вдруг что-то не получится. Однако если преподаватель уже доверил лечить пациента, значит, он уже уверен в твоих знаниях и способностях – поделился один из аспирантов ортопедии первого года обучения Александр Вдовин.

 

Оксана ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ

Фото автора

Нет комментариев
Обсудить