Как остановить пьяный дебош на дорогах?

В последнее время из-за череды резонансных автокатастроф, произошедших по вине нетрезвых водителей, тема пьянства за рулём стала одной из самых широко обсуждаемых в обществе.

 

Политики вносят предложения об ужесточении наказания за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, однако пьяный дебош на российских дорогах продолжается. Масштабы этого явления шокируют. Так, за десять месяцев 2012 года ульяновскими сотрудниками полиции было задержано 7732 водителя, которые управляли автотранспортными средствами в нетрезвом виде. И это не считая «отказников» - водителей, отказавшихся проходить медицинское освидетельствование, которые в официальной статистике как пьяные не проходят. Если принять во внимание результаты эксперимента, проведённого активистами движения автомобилистов «Синие ведёрки» (в России фиксируется только каждое 200-е правонарушение), то можно представить, сколько потенциальных убийц ежедневно разъезжает по нашим дорогам!

Возникает закономерный вопрос: как остановить эту пьяную вакханалию?

Основная масса высказываемых предложений касается введения прогрессивной шкалы штрафов. Да, действительно, существующая в нашей стране система штрафов несовершенна, и на большинство нарушителей вряд ли способна оказать воспитательное воздействие. Сумма штрафа в сто рублей за «слишком громкие автомобильные сигналы», которыми были наказаны водители свадебного кортежа, устроившего стрельбу в центре Москвы, просто смехотворна. Между тем во многих европейских странах система штрафов привязана к уровню доходов гражданина, и в ряде государств вообще не имеет верхних границ. В истории Финляндии были случаи, когда сумма штрафа превышала 100 тысяч евро! Так почему бы нам с целью достижения уравнивающего воспитательного эффекта не последовать их примеру и не привязать сумму штрафа, например, к стоимости автомобиля, учитывая, что чаще всего именно водители дорогих иномарок пытаются утвердить себя в статусе хозяев российских дорог.

Думаю, было бы справедливо, когда за одно и то же нарушение, например, превышение скорости, дедушка на «шестёрке» получил бы квитанцию на штраф в сумме 500 рублей (весьма существенная сумма для пенсионера), а водитель навороченной иномарки – в несколько десятков тысяч рублей. Что касается штрафных санкций за пьянство за рулём, то они, безусловно, должны быть весьма и весьма отрезвляющими.

Вместе с тем, есть всё-таки сомнение в том, что простое увеличение штрафов будет носить останавливающий характер и приведёт к снижению количества «пьяных» автопроисшествий. У нас есть категория водителей, которых никакие штрафы не остановят. И в этой ситуации государство просто обязано принять такие меры, которые бы обеспечили защиту людей.

Для меня, как и для большинства ульяновцев, важно, прежде всего, не то, КАК будет наказан уже совершивший преступление пьяный водитель, а ЧТО СДЕЛАНО для того, чтобы такого рода преступления были предотвращены.

Считаю, что в этом вопросе наибольшей эффективности можно добиться только в том случае, если высокий штраф будет сочетаться с неотвратимостью наказания. Здесь необходимо учитывать менталитет нашего человека: до тех пор, пока он будет уверен в том, что риск выявления его в нетрезвом состоянии за рулём ничтожно мал, он будет продолжать ездить под градусом. Выход один – создать на дороге такие условия, чтобы этот риск возрос настолько, что стал бы для этой категории водителей неприемлем. Если в течение месяца водитель два-три раза попадёт под массовые проверки на алкоголь, тогда, думаю, желание продолжать рисковать у него заметно поубавится. В случае же клинического подтверждения факта нахождения за рулём в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения – крупный штраф. За повторное нарушение – лишение свободы. Надо понимать, что пьяный человек за рулём - потенциальный убийца, и судить его следует как за покушение на убийство.

В цивилизованных странах успешно действует система, когда граждан последовательно приучают к соблюдению вновь принятых законодательных норм и ограничений.

Это осуществляется через широкую информационно-разъяснительную работу и комплекс мер по принуждению людей к соблюдению вновь принятых правил. Причём эта деятельность носит системный характер и продолжается до тех пор, пока соблюдение новых правил и норм не обретёт характер повседневной привычки. Такая практика у нас, к сожалению, отсутствует. Акциями «Нетрезвый водитель», периодически проводимыми сотрудниками ГИБДД, решить эту задачу сложно. Для её решения проверкам на дорогах должен быть придан иной масштаб и системный характер.

В этом плане поучителен опыт Финляндии. Системная и отлаженная работа по выявлению нетрезвых водителей, в основе которой тотальные проверки водителей на дорогах, привела к тому, что пьянство за рулём как вид правонарушений в этой стране практически сведено на нет. Вопреки опасениям скептиков такие проверки не парализуют движение, поскольку на проверку одного водителя уходят считанные секунды, а работает одновременно большая группа инспекторов и медработников. В тех же случаях, когда все же возникает угроза затора, полицейские могут перейти на выборочные проверки каждого пятого или каждого десятого водителя. Применительно к нашим условиям, для исключения случаев подкупа инспекторов, важно обеспечить участие в таких рейдах представителей общественных организаций автомобилистов и средств массовой информации.

В то же время надо отдавать себе отчёт в том, что можно принять любые, самые замечательные законы, но ситуация на дорогах не изменится к лучшему, если работа по принуждению к законопослушному поведению, как и прежде, будет носить эпизодический и бессистемный характер. Если не будет обеспечено равенство перед законом всех граждан страны, включая и так называемых «неприкасаемых» (судей, чиновников, прокуроров и др.).

Только когда люди увидят громкие процессы и реальные приговоры чиновникам, силовикам и депутатам, которые виновны в резонансных авариях, и убедятся в том, что перед законом все равны, - только тогда следовать установленным правилам станут все.

Однако следует понимать, что все эти меры дадут желаемый результат лишь в условиях неподкупности сотрудников дорожной полиции. А для этого необходимо провести реальное реформирование системы МВД. Не очередную пиар-акцию со сменой названия и форменной одежды, а именно настоящую и результативную реформу.

Фото Екатерины Эйрих


Опубликовано: 07.12.2012 в 13:35 
Просмотров: 1909 

comments powered by HyperComments