Дефицит Верещагиных, или Как поднять качество нашей власти

Громкие коррупционные скандалы в России на самой верхушке властной пирамиды (Минобороны, Минсельхоз, Минрегионразвития, Роскосмос)  настолько потрясли страну, что, по данным социологов ВЦИОМ, наши сограждане  отнесли их к главным российским событиям 2012 года - наряду с президентскими выборами и наводнением в Крымске. 

Тема низкого морального и профессионального уровня российской политической элиты получила чрезвычайно большой общественный резонанс. В ходе развернувшихся дискуссий был сделан вывод, что у нас есть всё: беспрецедентное лоббирование личных и групповых интересов, абсолютная вседозволенность и вопиющая некомпетентность, полное безразличие к нуждам людей. Нет только эффективной кадровой политики. Причем масштабы этого явления таковы, что уже несут в себе реальную угрозу национальной безопасности страны.

Многое из фактов нового времени свидетельствует о том, что мы почти утратили такое очень важное качество российского человека, как стремление честно служить Отечеству. Таможенник Верещагин из легендарного фильма «Белое солнце пустыни» вряд ли стал бы героем нашего времени. Сегодня у чиновников в цене, к сожалению, другие качества.

Постоянные разоблачения в корыстных устремлениях, фальсификациях на выборах, обманах и хищениях бюджетных средств существенно снизили моральный статус политики. У населения уже формируется убеждение, что эта сфера деятельности невозможна без воровства, коррупции, обмана народа, злоупотребления его доверием. Тем более что сопутствует всему этому - всепрощенчество и безнаказанность. Совершенно очевидно, что долго так продолжаться не может. Сегодня практически каждый новый политический скандал превращается в аргумент уже не столько против конкретного чиновника и депутата, сколько против действующей власти в целом.

Надо отметить, что ещё несколько лет назад авторы доклада «Вызовы - 2020», представленного на Петербургском экономическом форуме, предостерегали от грозящей России опасности, которая, по их мнению, будет исходить не извне, а изнутри страны. От непрофессиональных и коррумпированных чиновников, проще говоря – от низкого качества государственной власти. Видимо, это осознает и президент Путин, отметивший в своем очередном Послании, что «моральный авторитет государства – это базовое условие развития России. И потому политика очищения и обновления власти будет проводиться твёрдо и последовательно». С этим нельзя не согласиться.

Следует понимать, что если главной задачей страны на современном этапе её развития является избавление от сырьевой зависимости, технологический прорыв и повышение конкурентоспособности, то нам нужны во власти люди функционально соответствующие эпохе возрождения, а не эпохе стагнации. Их отличительной чертой должна стать абсолютная компетентность, высокий профессионализм и, несомненно, порядочность. Всё это диктует необходимость тщательной проработки не только вопросов объективной оценки качества человеческого, интеллектуального потенциала госслужбы, но и создание соответствующего механизма контроля и мер воздействия.

Недопустимо сохранение в высших эшелонах власти тех, кто уже скомпрометировал себя! Малейший урок безнравственного поведения людей, занимающих высокие должности, – это дискредитация самой власти. Поэтому мало снять их с должности, нужны уголовные дела и показательные процессы. Следует также помнить, что навести порядок в этой сфере невозможно без независимых средств массовой информации. В Сингапуре, Гонконге, Италии борьба с казнокрадством началась именно с публичных процессов, которые демонстрировали по телевидению, подробно анализировались в печатных СМИ. Необходимо задействовать и такой эффективный инструмент, как институт парламентских расследований, поскольку сегодня депутаты практически лишены возможности контролировать исполнительную власть. К сожалению, наша политическая культура еще не достигла того уровня зрелости, когда подмочивший свою репутацию чиновник добровольно оставлял бы своё кресло; поэтому нам необходим механизм выражения недоверия таким чиновникам.

Одновременно должна быть упрощена и процедура отзыва скомпрометировавших себя депутатов. Главное в ней – создание прецедента. Именно это заставит любого политика задуматься о последствиях своих сомнительных с морально-правовой точки зрения, а то и вовсе противоправных действий.

Я глубоко убежден, что задавать нравственные ориентиры для всей власти должен депутатский корпус, поскольку, в отличие от чиновников исполнительной власти, депутаты обязаны пройти через выборное сито. Однако для повышения эффективности этого механизма необходимо поднимать общий уровень политической культуры наших избирателей. Существующий порог нравственности у части избирателей пока ещё таков, что позволяет им голосовать за политиков с весьма сомнительной репутацией и полукриминальным прошлым. Тем не менее ситуация меняется. Все мы понемногу взрослеем, набираемся опыта и учимся на ошибках. Думаю, что общий уровень культуры будущих депутатов областного парламента, их нравственные ориентиры будут ещё выше, чем у нынешних. А следующий парламент будет ещё более профессиональным и нравственным. Так должно быть. Поскольку только качественной, профессиональной и ответственной власти под силу решить все те задачи, которые стоят перед обществом и регионом.


Опубликовано: 31.01.2013 в 18:15 
Просмотров: 1150 

comments powered by HyperComments