Между монополией и конкуренцией

В 2014 году Федеральной антимонопольной службе России и Управлению ФАС по Ульяновской области исполняется десять лет.

Как изменились за это время конкурентные условия на отечественных рынках? Удалось ли обеспечить равный доступ к товарам естественных монополий? Уменьшилось ли антиконкурентное вмешательство органов власти в дела бизнеса? «ДО» беседует с руководителем УФАС России по Ульяновской области Геннадием Спирчаговым.

- Десять лет российского антимонопольного регулирования позади. Они были удачными?

- На самом деле, антимонопольному регулированию в России более двадцати лет. С 1990 года этой деятельностью занимались Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, затем - Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, а с 1998 года - Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года можно официально считать днем рождения Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов. Новая структура взяла на себя функции упраздненного министерства - контроль над деятельностью естественных монополий и соблюдением законодательства о рекламе.

Особенно продуктивным для ФАС России стал период с 2008 по 2012 год. Тогда было рассмотрено три «волны» антимонопольных дел в отношении компаний ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО АНК «Башнефть» за установление монопольно высоких цен на нефтепродукты и создание дискриминационных условий для независимых участников рынка. Сумма перечисленных штрафов в бюджет РФ по фактам нарушения антимонопольного законодательства составила более 20 млрд рублей.

В 2013 году отдел контроля товарных рынков Ульяновского УФАС выявил более 100 нарушений на общую сумму 12,1 млн рублей. В сфере госзакупок в управление поступило свыше 500 жалоб, по которым возбуждено 300 административных дел, взыскано с должностных лиц свыше 2,5 млн рублей

То, что развитие отечественного антимонопольного регулирования идет в нужном русле, подтверждают международные эксперты. В 2005 году ФАС России вошла в Рейтинг эффективности конкурентных ведомств независимого издания «Всемирный обзор по конкуренции» (GlobalCompetitionReview). С каждым годом ФАС улучшала свои показатели и по итогам 2011 года получила оценку «хорошо», разделив семнадцатое место с конкурентными ведомствами таких передовых стран, как Австрия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Польша, Чехия, Южная Африка. Специалисты издания отмечают, что ведомство стало более опытным в расследовании сложных дел и дел по картелям. Ни у нас, ни у международных экспертов нет сомнений: ФАС России удалось убедить скептиков в бизнесе, политике и среди населения в том, что экономика, построенная на конкурентных рынках, лучше для нашей страны.

- А конкуренция в экономике Ульяновской области стала свободнее?

- Скажу так: работа УФАС России по Ульяновской области является особо значимой для социально-экономического развития экономики региона. О положительных результатах нашей деятельности говорит то,  что Ульяновское УФАС уверенно входит в десятку лучших управлений страны.

К сожалению, продолжаются нарушения федерального законодательства со стороны должностных лиц различных органов власти. Мы неоднократно пресекали действия органов местного самоуправления, которые ограничивали доступ к тем или иным рынкам. Достаточно вспомнить дело в отношении Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска. Комитет возлагал на компании, подающие заявления о выборе земельного участка под строительство с предварительным согласованием мест размещения объектов, обязанность публиковать информацию в СМИ. А это входит в полномочия органов местного самоуправления. Такие публикации для них бесплатны, тогда как для заявителей они платные. В ходе дела также было установлено, что обязанность по оплате публикации возлагалась не на все хозяйствующие субъекты, а лишь на некоторые, что создавало им препятствия для доступа на рынок.

На протяжении всего 2013 года шли судебные споры с Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Ульяновской областной общественной организацией российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов. Специалисты отдела товарных рынков УФАС доказали незаконность заключения без торгов соглашений на пользование охотохозяйственными угодьями на всей территории региона.

- Какие дела, связанные с естественными монополиями, считаете самыми громкими?

- Таких дел немало. Например, дело в отношении УМУП «Городской теплосервис», в котором был установлен факт незаконности выставления платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения в отношении управляющих компаний и жителей Ульяновска. Предприятию было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения выставления указанной платы для четырех ТСЖ. Штраф УМУП «Городской теплосервис» в 2011 году составил 12,8 млн рублей.

В прошлом году одним из самых резонансных дел отдела стало наложение штрафа в размере свыше 8,29 млн рублей на ОАО «Волжская ТГК» за незаконное повышение тарифов на горячую воду в отношении ряда ТСЖ, ЖСК и УК.

В сфере ЖКХ мы постоянно получаем большое количество заявлений о злоупотреблении доминирующим положением на рынке. В частности, они связаны с увеличением нерегулируемой составляющей тарифов на электроэнергию, трудностями в понимании порядка образования конечной платы за электроэнергию, нарушением порядка формирования платы за тепловую энергию.

Продолжение на сайте uldelo.ru

Эльмира Кобина

 


Опубликовано: 09.04.2014 в 12:30 
Просмотров: 912 

comments powered by HyperComments