Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Игорь Растеряев: «Гармонь неплохо играет и как ударный инструмент»

Известный музыкант и актер заглянул в Ульяновск и пообщался с журналистами.

В 2010 году Интернет взорвал клип – мужичок с гармошкой пел песню про комбайнеров. Мужичком этим был Игорь Растеряев. Как оказалось, на тот момент он уже играл в питерском театре «Буф». За считанные месяцы Игорь получил огромную популярность. Из-за того, что он долгое время не давал концерты, о нем знали только по клипам, снятым на телефон и выложенным в Интернет. Но вскоре и в гастроли он тоже отправился.
Спустя четыре года после «начала славного пути» музыканта Игорь Растеряев заехал и в наш город. И за день до концерта успел пообщаться с журналистами.

- Вы сейчас уже довольно известный певец. А за современной российской эстрадой следите?

- Нет, особенно не слежу. Я всегда был меломаном и никогда не слушал какое-то одно направление. Мне могут понравиться у кого-то одна-две песни, и я буду их слушать. Вообще слушаю все. Недавно мне Леха Ляхов (оператор клипов Игоря Растеряева – ред.) подарил цифровой диктофон, на который закачено много музыки. И «Город-312», и Demo, и «Пропаганда», и русский рок. Какие-то дискотечные «пионерлагеревские-рукивверховские» темы. То, что в детстве слушал.
Такую легкую музыку я воспринимаю не как текстовый наполнитель для себя, а как заряд бодрости. А главное, как ассоциации с чем-то бодрым, хорошим.

- Вас в Интернете называют символом «антигламура». По-вашему, такое явление, как «антигламур» будет в дальнейшем массовым?

- Да у нас сплошной антигламур. В некоторых городах гламура днем с огнем не сыщешь. Я никогда не выражал яростную позицию, что я против гламура. Я, скорее, с этим миром не пересекался и не пересекаюсь. Они прекрасно живут сами по себе, я прекрасно живу сам по себе, без них.

- Как вы относитесь к победе на «Евровидении» бородатой женщины?

- Отрицательно. Европа в очередной раз подтвердила свое моральное вырождение. С моей точки зрения. Мне это не понравилось.

- Когда вы только появились в Интернете с комбайнерами, многие решили, что вы действительно простой мужик из Волгограда…

- И алкаш! Это мнение до сих пор витает.

- Вовсе не обязательно. Однако многие не знают, что вы питерский актер. Как вы к этому относитесь?

- Двойственно. С одной стороны – я питерский актер, с другой – я действительно из Волгограда. У меня там дом, родственники, оттуда отец. На той земле у меня значительная часть интересов. Поэтому правильно и так, и так. Более того, в театре, где я работаю «питерским актером», многие до сих пор уверены, что я приезжий. Что я из Волгограда.

- Вы часто выступаете на рок-фестивалях. Но гармонь не самый рокерский инструмент. Вы можете назвать себя рок-музыкантом?

- Я не знаю, почему меня причислили к рокерам. Но мне это очень нравится. Потому что компания сама по себе мне глубоко симпатична.
Я вообще не музыкант, если честно. Музыкант - это тот, кто хотя бы ноты знает. А я даже на гармошке умею играть только тот репертуар, что я исполняю на концертах. В смысле правой рукой. Потому что левой рукой, на аккордах, можно все что угодно подобрать. На слух. Когда началась вся эта музыкальная деятельность, я тех же «Комбайнеров» правой рукой только ощупкой умел играть. В ролике видно, что там полпесни на одних лишь басах.

- Мой родственник-гармонист однажды высказал такую мысль: «Чего уметь на гармошке? Взял - играй, а остальные подпоют». Как вы относитесь к этому мнению?

- В принципе, он прав. Это довольно-таки простой инструмент. По баяну и аккордеону есть даже музыкальные школы, классы в консерваториях. Классов гармони нет. Хотя в Питере, в институте культуры, хотели открыть отделение. Гармонь  же считается упрощенной формой по отношению к баяну и аккордеону. Это такой народный инструмент.
К тому же, чтобы сыграть на гармони, по сути, можно обойтись только двенадцатью кнопками.
У гармони, на которой были придуманы «Комбайнеры», деревянный корпус. И у меня был номер - я с помощью ложки отстукивал по корпусу, по уголкам, по мехам ритмы. Так что гармонь неплохо играет и как ударный инструмент. Мы с этим номером даже ездили с театром в Краков.

- Не могли бы вы рассказать об истории песни «Георгиевская лента» и поведать о своем отношении к этому символу?

-  Лично я ленточку никогда не носил. Не потому что я считаю, что это плохо или неприемлемо. Для многих сегодня это стало способом доказать, в первую очередь, себе, уважение к предкам, к Победе. Но я считаю, что георгиевскую ленточку нужно заслужить. Ведь чтобы первому георгиевскому кавалеру, моему земляку Козьме Крючкову, надеть георгиевский крест, нужно было большие подвиги совершать. И для того чтобы повесить на грудь георгиевскую ленточку, нужно иметь на это право.
А песня родилась во многом благодаря моим друзьям-поисковикам. Хотя они были не совсем поисковиками. То есть они не такие поисковики, как сейчас, которые выезжают отрядами на вахты памяти. В 1990-е годы это были 14-16-летние подростки, которые ходили по лесам и болотам Ленинградской области. При этом для своего возраста они были очень хорошо осведомлены и подкованы. Я сам к этому особого рвения не испытывал. Однажды мы пошли в лес в Лужском районе (район Ленинградской области – ред.), они копать, а я рыбачить. Мечтал выудить форель. И когда мы шли по дороге, друзья сказали: «Ткни в любое место». Я ткнул, они тут же забили какой-то квадрат, копнули и вывалили гору гильз. То есть земля там нашпигована железом.
И конечно, рассказы бабушки и прабабушки-блокадницы. Кстати, прабабку, которая не выбрасывала крошки, в школе учила жена вашего земляка - Владимира Ильича - Крупская. Поэтому у меня в детстве было представление, что Крупская – это такая школьная учительница.

- Ваше творчество в целом позитивно. Но в песне «Ермак» есть слова: «Я поставил на родине крест…»

 

 - Имелась в виду казачья родина. «Ермак» - это очень узко адресная песня. В первую очередь, она казачья. Она про конкретных предков, про конкретный народ, который был геноцирован, и теперь осталось только ставить кресты на своих родовых местах.

- Если верить Интернету, то вы получили премию «Имперская культура» за отражение русского национального характера. 

 - Про это мне ничего не ведомо. Может быть, получил, но не знаю об этом.

- Но все же, что, по-вашему, представляет собой русский национальный характер?

- Мы очень монолитные люди. Русские и во Владивостоке, и в Калининграде, по моим наблюдениям, очень похожи. Различия, конечно, есть, но в целом – это единая нация.

- У вас есть песни со своими историями?

- Конечно, есть. Например, песня «Русская дорога» началась с мелодии. И на нее было две темы – именно «Русская дорога» и «Про Юру Прищепного». И тут пришлось выбирать.
Песня «Ермак» - сначала было стихотворение, потом мелодия. А после появилась мысль соединить их вместе, потому что по отдельности они не дотягивали.

- Кто придумывает сюжеты для ваших клипов?

- Клипы делятся на две категории. Те, что были до песни «Весна», снимались на телефон. В них сюжетов нет вообще. Леха Ляхов брал телефон, я садился напротив, а выбирали только интерьер.  Я вообще не знал, что он снимает «Комбайнеров». При съемке видео на песню «Веселей» мы столкнулись с тем, что прием перестал работать. Может, песня такая. Мы попытались напихать туда перекати-поле, колючки. Потому что все было зимой, и пароход нам было никак не отснять. Если только замерзший Финский залив с рыбаками.
А песня «Весна» стала первой, на которую, собственно, стали делать клип. Сюжета и там как такового нет. У нас, как у Андрея Платонова, «Товарищ Жачев говорил долго, сам не зная о чем, а только чувствуя что-то доброе». Вот и мы с Лехой снимаем, сами не зная что, а только чувствуя то, что надо.
А вот к песне «Ермак» был план, была раскадровка.  Я придумывал, описывал, потому что там нужно было рисовать. Хотя Паша Егоров, человек который «оживлял» рисунки, добавил туда много своего. И правильно сделал – нормально получилось.

- Долгое время у вас в песнях фигурировали только Раковка и хутор Глинище. А потом вдруг вы спели «Ростов». Нет больше других городов, о которых хотелось бы написать песню?

- Не только Ростов, еще и Салехард (упоминается в стихотворении «Оленеводы» - ред.), - улыбается артист. – Но вообще такие песни не запланированы. Никогда не было цели создать цикл путевых заметок. Они рождаются вопреки. Зачастую это эсэмэски. Погулял по населенному пункту и начинаешь слать корешам смешные стихотворные СМС. Чтобы и самого себя повеселить. Из этого и сложилась песня «Ростов». А специально сложно написать. Город должен чем-то шокировать.

- Вы не отмечали для себя, что вас ассоциируют с двумя городами-символами русской стойкости: Сталинградом и Ленинградом?

- В Сталинграде, то есть в Волгограде, я никогда не жил и долго там не находился. Все-таки Медведица - это километров 200 к северу от города. Но я себя причисляю к Волгограду, он для меня - олицетворение той земли. И я горжусь этим.

- По России вы поездили много. А за границей концерты давали? Как там принимает публика? И кто приходит – только русские или не только?

-  В Европе играл. В январе ездил в Норвегию. Года два назад был в Польше, в городе Белостоке. И в Кракове был, но там без песен – их у меня тогда еще не было. И в Польше, и в Норвегии на концерты пришли наши, русские. Хотя, нет – вру. В Белостоке нам устраивали концерт люди, которые живут на границе Белоруссии, Украины и Польши. Притом национальность этих людей все воспринимают по-разному. Для поляков они русские, для русских - поляки, для украинцев - белорусы, а для белорусов – украинцы. Сами себя они считают русскими до мозга костей. Их осталось несколько деревень и два маленьких городка. Они православные. Они мне показывали карты Киевской Руси, на которой эти места были самой западной окраиной. То есть, это еще те русские, которые остались с древних времен. Мы их не понимаем, но язык, на котором они говорят, – не польский. Поляки их не любят, они не любят поляков. Русских очень любят. Так вот, на этот концерт пришли несколько поляков – они даже билеты купили. Я помню, они кричали – «Игор, мы поляки!».
А в Норвегии из норвежцев, бывших на концерте, я могу назвать только мою однокурсницу Марианну Юнгер, которая живет в Осло, а с ней мы учились в театральном институте в Питере.

- Впечатления от Ульяновска уже есть?

- Есть. Я залез на 22-й этаж и со смотровой площадки все-все осмотрел. Даже спросил у людей, в какой стороне родился Ленин, и мне показали.

- Стихотворное СМС о нашем городе еще не написали?

- Пока нет.

 

Фото и видео автора
 

Нет комментариев
Обсудить