«Я ушла из школы ровно на три дня, а потом просто бежала назад!»

Учитель-словесник Ирина Малышева считает, что детям в школе только тогда будет интересно учиться, когда педагогу самому интересно будет работать.

В Ульяновской области подвели итоги ежегодного конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями региона. С 21 по 25 апреля на базе Ульяновского техникума торговли и питания региональная экспертная комиссия провела экспертизу конкурсных документов участников. В 2014-м поступило 75 заявок от педагогических работников со всей области.Техническую экспертизу прошли и были допущены до участия в конкурсе лишь 62 пакета документов. Каждый из них проанализировали не менее двенадцати экспертов по  6 критериям!

В этом году на проведение конкурса в Ульяновской области были выделены федеральные субсидии в размере 1 миллиона 600 тысяч рублей. В результате 8 ульяновских учителей получат денежное поощрение, сумма которого составит 200 тысяч рублей. Оно будет выплачено победителям в рамках празднования Дня учителя.

Один из победителей, заслуженный работник образования Ульяновской области, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №33» города УльяновскаМалышева Ирина Анатольевна, рассказала нам о секретах педагогического мастерства.

- Ирина Анатольевна, поздравляем вас с победой в региональном конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями Ульяновской области. Расскажите, почему вы решили принять в нем участие?

- Гимназия №33 традиционно участвует в этом конкурсе, и ежегодно наши учителя занимают в нем призовые места. Это связано с тем, что в нашем образовательном учреждении активно ведется научно-исследовательская работа. Конечно, помимо колоссальной деятельности самой гимназии у меня также накопился богатый методический опыт, которым мне захотелось поделиться. Вообще, подобные конкурсы - это не столько шанс получить денежное поощрение, сколько возможность учителя собрать воедино весь свой педагогический багаж. Когда ты останавливаешься, чтобы посмотреть на свою работу со стороны, перед тобой выстраиваются в одну линию сильные и слабые стороны твоей деятельности, обозримыми становятся новые пути развития.И главное, к тебе приходит понимание того, сколько ты еще не знаешь!

- Раньше участвовали в каких-то региональных конкурсах для педагогов?

- Только в составе группы поддержки. Я реально оценивала свои возможности, видела, что есть учителя, более достойные победы. К тому же, конкурс конкурсу рознь. Так, в моем случае для получения денежного поощрения необходим был сбор документов и методического материала, а в рамках «Учителя года», к примеру, важную роль играют публичные выступления педагога.

- Расскажите, сколько лет вы уже трудитесь в области педагогики?

- Интересно, что когда ты работаешь, не замечаешь, как летит время. А собирая документы для участия в конкурсе, я вдруг поняла, что работаю учителем уже 28 лет!

- Почему вы выбрали в качестве своего профиля именно русский язык и литературу?

- В свое время мне очень повезло: на моем пути встретился талантливейший учитель русского языка и литературы Алла Михайловна Игошина (Мардер). Я была поражена ее личностью! На ее уроках всегда было интересно. Вдохновившись этим ярким примером, я и поступила в Ульяновский педагогический институт. А здесь уже повстречала целую плеяду интересных педагогов. Это были не просто учителя! После окончания института мы стали с ними настоящими друзьями, практически родными людьми. Кстати, с моим первым наставником, Аллой Михайловной, мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения. Именно ей я и благодарна за помощь в выборе профессии.

- Вероятно, после получения диплома вам в результате распределения довелось поработать в сельской школе?

- Я проработала 4 года в восьмилетней школе села Подлесное Майнского района. Тогда, по молодости, вместе с двумя моими одногруппницами, Людмилой Владимировной Соловьевой и Маргаритой Германовной Малкиной, искренне мечтали создать там свою идеальную школу. Однако так получилось, что я уехала в Ульяновск, а они так и остались в Майнском районе. Но мы до сих пор поддерживаем связь.

- По вашему мнению, какими основными качествами должен обладать учитель?

- Самое главное, чтобы в профессии было интересно! Учитель всегда должен быть увлечен. Когда я проработала 25 лет, вышла на пенсию по выслуге. Я ушла из школы ровно на три дня, а потом просто бежала назад! И я с того момента не пожалела ни дня, что по-прежнему в школе.

Если педагогу интересно работать, тогда с ним будет интересно и детям, и родителям, и коллегам. Прежде всего, нужно получать удовольствие от того, чем ты занимаешься.

- Вы можете назвать себя строгим педагогом?

- А что значит строгий педагог? Это понятие относительно. Недавно мне попалась книга «Я хочу в школу» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, там была очень интересная фраза «Мастерство учителя начинается тогда, когда его не хотят слушать». Наверное, в этом и секрет профессии. Тебе есть что сказать, но тебя не хотят слушать – сделай так, чтобы тебя было интересно слушать.

Скорее всего, я требовательный педагог. Но при этом дети меня не боятся, для меня главное - создать психологически комфортную атмосферу на уроке. 

- В Ульяновске уже не первый год проходит Всероссийская акция по проверке грамотности населения «Тотальный диктант». Как вы относитесь к подобным проектам?

- Положительно. Как гласит народная мудрость, человека встречают по одежке, а провожают по уму. Собираясь куда-то, мы приводим себя в порядок. Однако то, что мы говорим, как мы говорим и пишем,  - это тоже наше лицо! Грамотность – обязательная составляющая любого уважающего себя человека.

- В преддверии грядущих ГИА- и ЕГЭ-баталий хотелось бы узнать у вас, считаете ли вы приемлемой такую форму проверки знаний по русскому языку и литературе?

- Есть много плюсов и минусов этого экзамена. Радует то, что дети получают уникальную возможность поступать в высшие учебные заведения различных городов. Если ребенок занимается, учит, и при этом его знания постоянно проверяет учитель, то удачно пройти тестирование для него не представляет трудности. Конечно, части А и В имеют и обратную сторону – слабый ученик может поставить ответы наобум и попасть в точку. Поэтому мне особенно по душе часть С. Она проверяет умение 16-17-летнего молодого человека не просто читать, а именно понимать текст. Этот навык мы регулярно применяем повседневной жизни: каждый день что-то читаем, будь то статья в газете или объявление на остановке. Одна из основных задач учителя-словесника - научить ребенка понимать то, что он читает.

Елена ТКАЧЕВА

Фото из личного архива Ирины Малышевой


Опубликовано: 25.05.2014 в 12:30 
Просмотров: 2022 

comments powered by HyperComments