Первый раз в первый класс

Приближается 1 сентября, День знаний. Наверное, для тех, кто ведет свое чадо в школу в третий, пятый, седьмой раз - это уже не так волнительно. А вот пап и мам первоклашек «трясет» не меньше их детей.

В преддверии праздника и первых дней за школьной скамьей мы пообщались с главным врачом городской детской поликлиники №1 Андреем Малых, который ответил на что прежде всего следует обратить внимание.

- Первый вопрос и, наверное, для многих самый главный - с каким портфелем идти в школу?

- Портфель, ранец не должен превышать 2,5 – 3 килограмм. Он должен иметь санитарно-гигиеническое заключение. В этом случае он не испортит осанку ребёнку. Затем, он должен быть подогнан чётко по размеру, чтобы он не мог натирать спину, чтобы ребёнку было удобно ходить.

- В школах требуют форму, какой она должна быть?

- Сейчас, слава Богу, дети приходят в школу уже с формой. Но вот что обязательно: это мелочь, но она имеет очень большое значение как для мальчиков, так и для девочек. Нижнее бельё -только мягкое хлопчатобумажное. Иначе всё будет натирать, потеть, возникнет раздражение. Это не детский сад. Здесь ребёнок уже по 35 минут сидит без движения.

    - Как долго бывший детсадовец привыкает к школьной скамье?

    - Период адаптации к школе длится у кого две недели, у кого полтора месяца. Ребёнок отрывается от семейной и, я бы сказал, защитной атмосферы детского дошкольного учреждения. Он должен привыкнуть к своему классу, в конце концов он должен привыкнуть к общественному туалету. Теперь он не в группе, и ходит в туалет, куда ходят и сверстники из параллельных классов, и ребята постарше. У меня есть такие пациенты: ребёнок пошёл в первый класс и перестал держать мочу или кал. Или наоборот формируется запор – ребёнок боится идти в туалет. Он ждёт до последнего момента, чтобы скорей побежать домой. Развивается дисфункция желудочно-кишечного тракта. Заболевание не прямой кишки, не мочевого пузыря, а именно всего организма.

      - Следующее: нагрузки у ребёнка...

      - Хотя в первом классе не ставят оценки, тем не менее, ребёнок лишён дневного сна. Здесь уже бывает по-разному, у каждого ребёнка индивидуально. Если он пошёл в первый класс и никаких жалоб не предъявляет, не устал, и мама позволяет – он может и не спать. Если же он приходит вялый, у него резко снизился аппетит, когда он буквально валится – после школы необходим сон.

        - Сколько времени первокласснику нужно уделять физическим упражнениям?

        - Те физкультурные паузы на уроках – они нужны. Но утренняя гимнастика с ребёнком – вещь, на мой взгляд, обязательная. Пусть не смеются теоретики: три минуты утром заменяют 20 минут в течение дня. Это позволяет полностью пробудить центральную нервную систему, эта нагрузка позволяет чуть-чуть дать напряжение мышечным структурам. Уже первоклассникам я рекомендую гантели по 2 кг.

        - Завтрак первоклассника, младшего школьника… Оптимальный вариант – на Ваш взгляд?

        - Я считаю, что для обеспечения необходимой умственной и физической активности, лучше всего - от 50 до 100 грамм тёплого бульона с бутербродом и 100 грамм каши. Во-первых, ребёнок с удовольствием выпьет. Потом, это доза небольшая, она не вызовет прилива крови к желудочно-кишечному тракту. Если съесть слишком много: пришёл в школу и «уснул». Кофе детям я не рекомендую, лучше - какао или чай. Зелёный чай дети пьют неохотно, они к этому придут попозже. Обычный классический средний заваренный чай с шоколадом – очень полезно.

        - Столько всего нужно учесть… А может быть в 1-й класс и вовсе не стоит ходить? Лучше домашнее обучение, оно и обойдется дешевле.

        - Индивидуальное обучение разрешено только детям, имеющим хронические заболевания системы желудочно-кишечного тракта, лёгких в тяжелой степени, степени декомпенсации. А также детям, имеющим некоторые психологические, психические отклонения, которые не позволяют ребёнку находиться в детском коллективе постоянно. Как говорил Омар Хайям, всё есть яд, и всё есть польза. Наверное, если на то есть медицинские показания, ребёнок может ходить в школу, наверное, ему лучше обучаться в там. Но в школе больше риск заражения инфекционными заболеваниями, риск получить какие-то изменения в состоянии здоровья. Не секрет, что 92% выпускников средних школ РФ (Ульяновск чуть-чуть поменьше, но тоже около 80%) имеют 2-3 группу здоровья. Практически здоровых выпускников нет.

        Индивидуальное обучение ребёнка делает более ограниченном в общении, потому что без движения нет развития, никакие поездки в Рим, в Милан, Испанию, Грецию, Китай не могут заменить общение со сверстниками. Потому что вся наша жизнь – это общественный социум. И второй общественный социум после детского сада это школа. Вырывать его из этого не стоит. Есть, наверное, выдающиеся одарённые люди, которые работают вне коллектива. Но в этом случае я бы вспомнил великого Ленина: жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Это в полной мере относится и к ребёнку. Вы его чем-то защитили индивидуальным обучением, экстернатом. Но чем-то и обделили. Но это уже должны решать родители.

        Наша справка:

        Андрей  Малых родился 8 февраля 1959 г. в городе Полярном Мурманской области. Отец — военный хирург, мать — учитель русского языка. Кандидат медицинских наук, доцент кафедры семейной медицины Ульяновского государственного университета. Соискатель РМАПО на степень доктора медицинских наук, автор более 70 научно-практических работ, одной монографии, одного научно-методического пособия, опубликованных в отечественной и зарубежной литературе. Член областной коллегии Министерства здравоохранения Ульяновской области, эксперт Совета главных врачей Ульяновской области при Министерстве здравоохранения. Отличник здравоохранения Российской Федерации.

        Никита Гуляев


        Опубликовано: 29.08.2014 в 12:30 
        Просмотров: 1437 

        comments powered by HyperComments