Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Татьяна Соколова: «Памятник Хитрово надо выкинуть!»

В советские времена в Ульяновск толпами ехали туристы. А сейчас? Неужели в Ульяновске нечего посмотреть, кроме памятника букве Ё? На этот и другие вопросы отвечает один из первых экскурсоводов Татьяна Соколова.

История без Ё

Е. Огнева: Татьяна Викторовна, складывается впечатление, что сегодня Колобок по популярности затмил вождя мирового пролетариата. Что вы об этом думаете?

Т. Соколова: Сегодня газеты пишут: "Ульяновск – родина Ленина и Колобка". Как можно такое написать?! Это же отпугивает туристов. Нужно доносить до людей историю! Мы не выпячиваем Ленина. У нас очень полная обзорная экскурсия по городу. В музее «Симбирская классическая гимназия» рассказывают об образовании, Ленина вообще не вспоминают. В итоге сегодня школьники вообще не знают, кто такой Ленин. Одни считают, что это Герой Советского Союза, другие – что великий писатель. Показываю памятник Богдану Хитрово. Спрашиваю: "Кто это?". Отвечают: "Ленин"… Зато Колобка все знают. Сегодня ульяновцы не любят свой город и не знают своей истории. Это понятно. Как можно любить то, что не знаешь? В советские времена патриотами были все. Конечно, экскурсии были сосредоточены на Ленине. Попробуй не приведи гостей в Ленинский мемориал! Туристы с замиранием сердца рассматривали диораму старого Симбирска. А сейчас гость ещё одной ногой на палубе, другая на пристани – уже спрашивает: "Букву Ё покажете?". Некоторые экскурсоводы до сих пор рассказывают, что букву Ё изобрёл Николай Михайлович Карамзин. На самом деле букву Ё изобрела женщина – директор Петербургской академии наук Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. 29 ноября 1783 года в доме Екатерины Романовны состоялось одно из первых заседаний Российской академии, на котором обсуждался проект полного толкового славяно-российского словаря. Екатерина Романовна спросила, может ли кто-нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесённое ею слово как «іолка», спросила: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?». В тот день буква Ё получила официальное признание. Гавриил Державин первым использовал Ё в личной переписке. В печатном издании первым использовал Ё тоже наш земляк Иван Иванович Дмитриев. Николай Михайлович Карамзин употребил букву Ё в стихотворном альманахе «Аониды», хотя в научных работах (например, в «Истории государства Российского») он обошёлся без неё.

- Почему вы водите экскурсии в Казань, Йошкар-Олу, Чебоксары?

- Все эти города входили в состав Волжской Булгарии. Западная граница сначала проходила по Свияге, потом она отодвинулась до Суры. Восточная граница – по Уралу и реке Белой. Там, где Кама впадает в Волгу, - северная граница. Самарская Лука – южная граница. Вот что собой представляла Волжская Булгария. Булгары пришли на нашу землю во второй половине VII-VIII веков из Прикаспийских и Приазовских степей, гонимые агрессивным военизированным народом – хазарами, и стали селиться по обоим берегам Волги. Племена жили разрозненно, потом поняли, что надо объединяться в единый племенной союз. Кочевники не давали жизни: грабили, убивали, насиловали, забирали в плен здоровых крепких мужчин, красивых женщин и даже детей. К Х веку булгары объединились. В 922 году ислам стал государственной религией, пришёл арабский язык. Волжская Булгария процветала.  Развивались культура, политика, медицина, астрономия. Открывались медресе, мектебе. Со временем ограждённое селение стало считаться городом. Ограждённый стеной из накатных брёвен или каменной стеной город – это уже крепость. На тюркском языке «крепость» звучит как «каз-ан». Так родилось название столицы Татарстана – Казан(ь). Казань – это тоже наша земля, один из первых булгарских городов. Когда мы отправляемся туда на экскурсию, я говорю: «Мы с вами едем к нашим бывшим соседям и нашим землякам». На днях мы возвращались из Йошкар-Олы. Какой город! Архитектура необыкновенная. Какие памятники! На площади Оболенского-Ноготкова, первого воеводы, установлен очень красивый памятник. А вот наш памятник Богдану Хитрово надо выкинуть. Из чего только он сделан? Весь выгорел, шелушится…

С Васькой отправите – поеду

- Татьяна Викторовна, кто вы по специальности?

- Я – историк и литератор, но больше литератор. Хотя в школе литератором я почти не работала, только  в деревне. А когда вернулась в Ульяновск, начала преподавать мировую художественную культуру. Я защитила свои программы и работала по ним, мне это очень нравилось. У меня много альбомов по живописи. Свои рассказы я иллюстрировала музыкой. Тогда только начинали преподавать в школах мировую художественную культуру, а у меня всё было готово к этому, потому что я сама была готова к этому.

- Как вы стали экскурсоводом?

- Мне это близко. Я очень быстро стала штатным экскурсоводом и ушла из школы. Нас готовили со всей серьёзностью – в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. На учёбу приезжали отовсюду, даже из Азербайджана и Армении. Как только заканчивалась навигация, в экскурсбюро вывешивали объявление: Нужно ехать на курсы на месяц. Девчонки всячески старались избежать курсов – кто бюллетень несёт, кто ещё какую-нибудь бумажку, потому что у всех семьи, дети. А я сказала: «С Васькой отправите – поеду». И нам с Лидой Коршуновой разрешили взять с собой детей. Мы поехали в Санкт-Петербург. Нас там очень хорошо принимали. В гостинице в центре города сразу выделили два номера: Лиде с Вовой и мне с Васенькой. В Красноярск мы летали самолётом. Оттуда ехали в Шушенское автобусом три часа. Это незабываемо. Мы ехали по той же дороге, по которой направлялся в ссылку Ленин. Каждый год мы были обязаны хотя бы одну новую экскурсию делать. Были экскурсии, посвящённые детям войны, богатейшая литературная экскурсия. В нашем городе литературная экскурсия и не может быть другой. Я начинала её стихами замечательного симбирского поэта Петра Александрова: «Край – отчизна поэтов! Здесь всюду жива память их, симбирянами чтимая. Здесь языковских песен не замер призыв... Карамзинская статуя медная... Гончаровым прославленный в роще обрыв... И могила Минаева бедная...». Четыре поэта упоминаются в одном стихотворении. Какие ещё имена симбирских писателей и поэтов можно назвать? Вспоминаем по алфавиту: Аксаков Сергей Тимофеевич, Анненков Павел Васильевич. Он первым написал биографию Пушкина и собрал полное собрание его сочинений – пять томов. Анна Ахматова (её настоящая фамилия – Горенко), на нашей земле жили её пра-пра-пра-бабушки и дедушки. И она писала: мне от бабушки-татарки были редкостью подарки. Свой псевдоним Ахматова нашла на симбирской земле, где было ханство последнего хана Волжской Булгарии – Ахмада. Так Горенко стала Ахматовой.

По дороге в Болдино проезжаем через Тургенево. Это наши знаменитые на всю Европу Тургеневы. Их дом стоял на нынешней площади Ленина. Отец, Иван Петрович, был ректором Московского университета во все времена Павла I. Александр Иванович Тургенев – ближайший друг Карамзина и Пушкина. Николай Иванович Тургенев – первый декабрист, который был приговорён к смертной казни через четвертование за год до восстания декабристов. Его спасло то, что он уехал на лечение во Францию. Правительство не смогло его оттуда достать. Именно в их доме была написана «Деревня» и ода «Вольность». Пушкин часто гостил у Тургеневых. Александр Иванович помогал ему добывать материалы, в том числе по Емельяну Пугачёву. Когда Александр I собирался сослать Пушкина в Сибирь на каторгу, заступаться за него к царю пошли Николай Карамзин и Александр Тургенев. И Пушкин поехал не в Сибирь, а в Кишинёв. Павел Васильевич Анненков создал первую научную биографию Пушкина. Когда Пушкина не стало, Анненкову передали два чемодана с автографами Пушкина. Пушкин любил так работать – ляжет на диванчике, коленочки подожмёт и пишет всё на кусочках. Потом как-то эти кусочки собирал. Вот Анненков отвёз два чемодана таких кусочков в родовое имение Чириково. Там работал с ними… А вы говорите – Колобок…

Попасть на Лёшу

- Где можно было выучиться на экскурсовода?

- Я лет семь вела курсы экскурсоводов в мемориале. Принимали 100 человек, ещё 10 я вписывала карандашом. Не все, правда, заканчивали курсы, потому что это было трудно. Нужно было подготовить и провести экскурсию по домику, где жила семья Ульяновых – третий домик. Там очень уютная обстановка, домашняя. В музее Ленина обстановка несколько казённая, на мой взгляд. Но проверяющие были строгие – ну такие строгие! Отсеивали многих. Вообще фирма «Ульяновсктурист» существует более 50 лет под разными названиями. До сих пор не могу все их выучить. Когда-то она была единственная в городе. А теперь у нас сколько туристических фирм! Большинство из них работают на выездной туризм. Они не подготовлены к ведению экскурсий по Ульяновску. Экскурсий стало меньше, к сожалению. Нас, старых экскурсоводов, осталось всего два. А тогда было 300 нештатных экскурсоводов. В основном – учителя. Была даже семья фармацевтов. Каждый раз, когда начиналась навигация, они брали отпуск, чтобы водить экскурсии. Работали посменно. В течение лета 300 нештатных экскурсоводов выходили на работу!

У Симбирска-Ульяновска – богатая история. Дом архитектора Ф. Ливчака.

- Бывают гости равнодушные?

- К сожалению, да. Когда приходит теплоход из Самары – это мучение самое настоящее. Они не то что нехорошие, им просто ничего не надо. Безразличные. Смотрят куда-то отстранённо… А с Пермью я обожаю работать. Из селений тех краёв приезжает очень благодарный народ. И Москва бывает очень хорошая. Года три назад в УлГУ собирались филологи из разных городов. Они меня пригласили провести для них литературную экскурсию. Там было человек восемь профессоров. Особенно мне запомнился один высоченный худой ленинградец, который всегда сидел «на галёрке». Они впитывали каждое слово и только просили: «Ещё! Расскажите ещё что-нибудь!».  От музея гражданской авиации все в восторге. Да мы и сами в восторге. Там как будто другой воздух. Нынешнюю коллекцию самолётов собирали по всей России. Она стоит миллионы долларов. Её давно просят продать. Слава Богу, что не продают. И все экскурсоводы замечательные, но самый лучший – Лёша. Когда приходит несколько автобусов, каждый старается прийти первым, чтобы попасть на Лёшу.

- Раньше к нам туристы ехали караванами. А что теперь?

- Конечно, раньше гостей было больше. В речном порту было много причалов, у каждого стояло по два-три теплохода. Сейчас у нас один-единственный причал, и он очень дорого стоит. И если вдруг по каким-то причинам группа задержится на пять минут, теплоход может оставить людей и уйти – просто потому, что лишние пять минут влетят в копеечку. А ведь основной поток туристов прибывает к нам именно по Волге. Чтобы туризм развивался, надо создавать условия. В соседних регионах в этом смысле лучше.

- Ульяновцы могли посмотреть город – в выходной, например?

- Конечно! Мы обязаны были проводить маршруты выходного дня. Сначала ехали на экскурсию, потом – в ресторан на обед, потом – в театр.

- А сейчас?

- У нас много богатых экскурсий, но их никто не заказывает…

- Какими качествами должен обладать экскурсовод?

- Стремлением к знаниям. Сдержанностью. Спокойствием.

Справка: 

Татьяна Викторовна Соколова окончила историко-филологический факультет Ульяновского педагогического института. Работала учителем, преподавала  мировую художественную культуру. Потом стала штатным экскурсоводом. Семь лет работала директором курсов по подготовке экскурсоводов.

Елена Огнева

Фото автора

Нет комментариев
Обсудить