Дирижер Олег Зверев: «Не идти у слушателя на поводу, а воспитывать его!»
Интервью руководителя оркестра не провинциального масштаба
3 ноября в Доме музыки впервые прошла «Ночь искусств» - «пять часов непрерывных событий», в том числе - репетиция одного из крупнейших оркестров России - Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский». «АиФ» встретился с художественным руководителем и главным дирижёром этого коллектива Олегом ЗВЕРЕВЫМ.
Досье:
Олег Зверев. Заслуженный деятель искусств России. Закончил Ленинградскую консерваторию с дипломом оперно-симфонического дирижирования. Работал главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра на Алтае и в Иркутске. С сентября 2012 года работает в Ульяновске.
Магия города
Т. Захарычева: Олег Евгеньевич, вы петербуржец, объездили почти весь мир, тем не менее, Ульяновск произвел на вас сильное впечатление. Чем вас удивил город?
О. Зверев: Я никогда раньше не видел Волгу. Мне очень понравилась набережная и площадь перед ней. Потрясающе красивый вид открывается, когда с улицы Гончарова поворачиваешь к Мемцентру и Волге. Далеко не в каждом городе есть такие замечательные виды. Может, местные жители к ним привыкли, но приезжих они трогают. Недавно ко мне приезжал выдающийся пианист Юрий Розум, он был в восторге от Ульяновска.
Впечатлили городские музеи и то, какие мощные фигуры здесь родились — Карамзин, Гончаров, Ленин, Пластов. Никогда раньше не слышал, что Ленин и Керенский жили в одном городе и даже учились в одной гимназии. Какие здесь мощные пласты культуры, это удивительно.
- О симфоническом оркестре после первой встречи вы отзывались гораздо прохладнее, чем о городе. И вот уже почти два года им руководите. Что изменилось?
- Сейчас зал практически заполнен... Я считаю, что тяжелую ситуацию мы переломили, оркестр стал другим. Программы изменились, стали насыщенными, интересными. К оркестру приезжают представители мировой исполнительской школы, которые блистают на разных сценах мира. Теперь в их гастрольном графике есть и Ульяновск. Каждый раз с удовольствием иду на репетицию, потому что меня ждут музыканты с настроем работать. А это самое главное.
Созвездие имён
-Наш симфонический оркестр создавали к 100-летию Ленина с особым, юбилейным, размахом. В музыкальном мире он сохраняет позиции одного из самых крупных и авторитетных не столичных симфонических оркестров?
- Денис Мацуев, поработав с ульяновским оркестром, сказал, что он лучший на Волге, одного уровня с казанским.
Для России звание «академический» автоматически подразумевает очень высокий уровень. Особенно это касается оркестров, которые были организованы в советское время, когда требование к исполнительству, к образованию были очень высокие. Например, в ульяновский оркестр приглашали только выпускников Ленинградской, Московской консерваторий и Гнесинки. Некоторые из них до сих пор работают.
Огромный потенциал в этот коллектив заложили мои предшественники. Я имею в виду организатора оркестра Эдуарда Серова, Николая Алексеева, который руководил им 17 лет, и многих выдающихся дирижёров, которые работали с оркестром в разное время. Это Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, главный дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио Владимир Федосеев, главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра СССР Евгений Светланов. Немногие коллективы могут похвастаться таким опытом, ведь лучшие черты каждого дирижера остаются с оркестром, музыканты как губка впитывают лучшее. Этот феномен ничем не объяснить.
Рынок ни при чём
- Вы репетировали с ульяновским оркестром сюиту из балета Стравинского «Весна священная». Он готов к такой серьезной работе?
- Оркестр готов сейчас к любому произведению. Мы уже играли Десятую симфонию Шостаковича, очень сложное произведение. Но Стравинский — особый случай. Эту сюиту играют крайне редко из-за её фантастической, практически нечеловеческой, сложности. Музыкантам чисто психологически сложно её исполнять.