Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Татьяна Василенко: «Мне хочется, чтобы в Ульяновске открыли музей игрушки»

Татьяна Василенко не только собирает уникальные старые детские игрушки, дамские шляпки, сумочки и веера, но и занимается их реставрацией. Она шьет наряды для кукол, обновляет веера, ремонтирует давно вышедшие из моды изящные портмоне или расшитые бисером кошельки. А когда в музеях проходят выставки, показывает свои бесценные экземпляры посетителям.

 

- Татьяна Спиридоновна, Вы любезно предоставили «Музею-усадьбе городского быта» старые детские игрушки середины прошлого века для новой выставки «В каждой избушке свои игрушки». Как Вам удалось сохранить такие редкие экземпляры?

- Дорогие моему сердцу детские игрушки, которые у меня хранятся, достались мне от моей прабабушки. Бабушка и мама смогли их сберечь даже во время войны и оккупации. Я им очень благодарна за то, что в такие трудные годы им удалось сохранить наши семейные ценности. Эти старые игрушки сделаны из фарфора и папье-маше. И хотя мои дети особого интереса к ним не проявляют, у меня «рука не поднимается» их выбросить. Мне хотелось бы продлить жизнь игрушек, и поэтому некоторые из них отдала в центральный отдел музейного фонда.

- Какой была игрушка в прежние времена?

- Самой первой игрушкой был мячик, сделанный из материи. Он появился задолго до революции. В то время даже в царской семье ни один кусочек материи не пропадал даром: существовала специальная служба, хранившая обрезки ткани, из которой потом делали мячики. И если сейчас посмотреть на старинные картины или фотографии, то можно увидеть детей с набитым тряпочками мячиком.

- А когда появились первые куклы?

- Раньше не было «Журналов мод», но знатным дамам хотелось красиво одеваться. Поэтому в середине 19 века стали создавать кукол, подобных манекенам: их рост достигал одного метра шестидесяти сантиметров. К такой кукле прилагался сундучок, в котором хранилась дамская одежда. Здесь было и женское белье, и шикарные вечерние наряды и элегантная верхняя одежда. Дамы смотрели на наряды своих кукол и стремились заказать в ателье такую же одежду для себя.

Однако вскоре поняли, что это - дорогое удовольствие и перешли к изготовлению кукол меньшего размера: около шестидесяти сантиметров. А потом появились маленькие куклы, которые служили игрушками для детей дворян или мещан. Такую куклу можно было одевать и купать.

- Как сложилась судьба куклы в советское время?

- На заре советской власти кукол не только не изготавливали, но и за их хранение наказывали особой статьей. Считалось, что кукла - пережиток буржуазии, и она была под большим запретом.

Моя бабушка рассказывала, что в то время кукол они прятали от посторонних. А, мама вспоминала, как в детстве они лепили кукол из грязи. И если кто-то чужой проходил мимо них, то они быстренько эту куклу превращали в шарик.

И только в 1938 году кукол начали создавать в Радонежском монастыре. Это были русские красавицы из дерева, одетые в сарафаны и кокошники. Через некоторое время этот монастырь закрыли, и фабрика прекратила свое существование. И только после войны стали делать набитых опилками зайчиков, мишек и собачек.

- Кроме старых игрушек что-то собираете еще?

- Мне нравятся открытки и конверты 50-х годов. В то время они были хотя и маленькими, но очень красивыми. Недавно предложила сотрудникам «Музея городского быта» создать экспозицию «Напиши бабушке письмо». И, возможно, в «Музее городского быта» откроется выставка с таким названием.

У меня много старинных вещичек, которые уже давно вышли из моды. Очень люблю дамские сумочки: некоторые из них я представляла на выставке в «Музее городского быта».

Большой интерес у меня вызывают и старинные пуговицы, которые я отпарываю с уже изношенных бабушкиных пальто или блузок.

- Старые пуговицы храните в красивой коробочке или они служат украшением для каких-то вещей?

- Оригинальные пуговицы способны украсить и придать индивидуальность любому связанному или сшитому изделию. Я не только шью, но и вяжу, поэтому красивая пуговка с бабушкиного старинного платья всегда сможет украсить современное изделие.

- Кроме женского рукоделия занимаетесь еще каким-нибудь видом творчества?

- Мне нравится рисовать картины пальцами и мастихином. А недавно увлеклась энкаустикой: рисованием воском на гладком блестящем картоне. Кроме этого делаю картины из тополиного пуха: прорисовываю сюжет на черной бархатной бумаге белым тополиным пухом и получается оригинальная картина.

- У Вас много старых, изящных, наиприятнейших вещичек, которые можно увидеть на выставках в музеях. Как-то пополняете свою удивительную коллекцию?

- Расскажу историю: однажды шла мимо мусорного бака и увидела в нем красивую куклу. Мне стало жалко ее оставлять в ящике для мусора, но и заглядывать в мусорный контейнер было стыдно. И все же я извлекла понравившуюся мне игрушку из ящика и принесла домой. Оказалось, что это кукла выпущена в 50-е годы прошлого века. Над ней я долго трудилась: отмывала и реставрировала. А теперь думаю над тем, как ее одеть по моде, соответствующей тому времени и какую для нее подобрать ткань.

- А где можно отыскать ткань тех времен?

- Иногда прихожу в пошивочный цех драматического театра и спрашиваю: «Девочки, есть для меня какие-нибудь обрезки ткани»? Закройщицы обязательно что-нибудь подберут подходящее: у них всегда имеются остатки ткани после пошива театральных костюмов, которые уже ни на что не годятся.

- Сейчас выбрасывают много хороших старых вещей…

- Мне очень жалко, когда выбрасывают красивые вещи: сейчас она не нужна, но со временем, когда станешь пожилым человеком, она напомнит о прошлом. Взглянешь на нее и вспомнишь свое детство. И на душе станет теплее…

- Когда бываю в музее, мне тоже приятно видеть старые вещи, которые когда-то служили «верой и правдой» своим хозяевам…

- Мне хотелось бы, чтобы в нашем городе открыли музей игрушки, где можно бы было увидеть множество старинных игрушек. В таком музее можно было бы экспонировать детские игрушки, а также елочные украшения. Елочные игрушки очень красивы и напоминают советское счастливое детство.

Помню, когда отец, который был летчиком, привез из Чехословакии в красивой упаковке набор елочных игрушек. Там были и колясочки, и звездочки, и какие-то арбузики. Они были крошечными и изысканными. Этими игрушками мы украшали на Новый год веточки ели, и они выглядели очень оригинально.

В этом музее можно было бы показать развивающие настольные игры: кубики, лото, мини-хоккей, мини-футбол, малюсенький бильярд. Было бы очень интересно взглянуть на старые книжки. У меня есть дореволюционная иллюстрированная детская энциклопедия, а также сохранились мои книжки, датированные 20-30-ми годами прошлого столетия. Интересны выпуски детского «Круглого года», в котором много стихов и рассказов.

- Татьяна Спиридоновна, Вы не только трепетно относитесь к старым вещам, но и сами реставрируете то, что, казалось бы, уже отслужило свой век. А по профессии Вы швея или модельер??

- Первое образование - инженер приборостроения. Второе – искусствовед. В советское время преподавала «Эстетику» в Ульяновском политехническом институте. А когда началась перестройка, создала свою лабораторию лазерных технологий. Это был небольшой заводик по обработке поделочного камня, где я была директором. Там вырезали и шлифовали детали мозаики для храма Христа Спасителя. Эту мозаику собирали в Москве и там же украшали стены храма. Наши мастера делали и шкатулки из поделочного камня на православные сюжеты.

- А когда начали заниматься рукоделием?

- Моя мама в свое время окончила курсы кройки и шитья. И сразу же научила шить и меня. В 14 лет я уже начала обшивать не только себя сама, но и своих родных и близких. Моя родная сестра намного меня моложе, и мне пришлось обшивать ее кукол. Я делала все по ее заказу: шила и старинные и современные наряды. А сейчас с удовольствием шью одежду для своих кукол, занимаюсь реставрацией старых игрушек и коллекционирую вещи, давно вышедшие из моды.

Лариса Ярдаева

Фото автора

Нет комментариев
Обсудить