Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Анна Ляукина: "В День Победы даже воздух стал другим"

Жительница Ульяновска вспоминает, как тяжело дались военные годы.

Цена Победы советского народа оказалась неимоверно дорогой  – она исчисляется миллионами жизней наших сограждан. И каждый год время отдаляет нас от тех страшных лет, которые не должен забывать никто — ведь это история каждой семьи, а вместе с тем всей страны. Ни в коем случае нельзя приуменьшать роли тех, кто не был на фронте, но вносил свой неоценимый вклад в общую Победу, работая в тылу.

Сегодня я встретилась с интереснейшим человеком, настоящей героиней, труженицей тыла, которая рассказала о том, какого это — когда война отбирает детство и нарушает существующий уклад, переворачивая все в буквальном смысле с ног на голову. Эту пожилую женщину зовут Анна Никифоровна Ляукина. И, несмотря на минувшие 70 лет со дня окончания Великой Отечественной, события того времени память цепко хранит до сих пор.

- Что вас интересует? – удивила меня, пришедшую задавать вопросы, Анна Никифоровна. Подскажите, с чего мне начать? У вас ведь, наверное, есть какие-то вопросы.

– Конечно, Анна Никифоровна, давайте начнём с самого начала, с детства, с Родины, с Вашего довоенного прошлого.

- Я родилась в деревне Старые Мертли ныне Буинского района в 1929 году. В семье была младшенькой, 11 ребёнком. Но дети умирали и в итоге нас осталось трое — мой брат Пётр и сестра Ольга. Мать родила меня в 46 лет, что было достаточно странно даже в те времена. Брат с сестрой уже были взрослыми. В 1937 году нас раскулачили, забрали всё, в том числе и дом. Мы были состоятельными, точнее нас посчитали таковыми, богатство было условным: 2 пристроя к дому, 2 рысака, коровы, телята и гуси. Отца отправили в ссылку в Новое Аракчино, что под Казанью. Я на тот момент закончила 1-й класс и поехала к нему, мать почему то не пускали, она осталась в деревне. Ссыльный барак представлял собой жуткую картину: все дети осенью заболели корью и умирали на глазах. Родители были на работе, детям не оказывали помощь, медикаментов не было, как и санитаров. Я была не исключением, заразилась и пролежала почти полгода. Но, видимо, мне было суждено выжить, я пропустила год и пошла в школу посёлка.

- А Ваши брат и сестра, наверняка, будучи тогда уже взрослыми, они столкнулись со страшными событиями войны?

- Они были гораздо старше меня, брат был с 1913 года. Петя закончил ветеринарный институт в Ульяновске, потом брата направили в Новосибирск. Он там закончил вечерний инженерно-строительный институт. Его сразу призвали на войну. Пете удалось остаться в живых, всю жизнь он прожил в Москве, там его семья. Ольгу забрали на фронт сразу, после того, как она закончила ветеринарный техникум в Тетюшах. На войне она попала в плен. После этого ей не суждено было вернуться домой. Когда война закончилась, ее, как пленную, сослали в Байрамали, в Туркмению. Она там работала по специальности, вышла замуж, но детей не было. Тогда они с мужем усыновили девочку из детского дома.

– Как я поняла, война Вас настигла в бараке для ссыльных…

- С наступлением войны барак начали расформировывать, молодых отправляли на фронт, а стариков (каковым являлся мой отец) отправили в Буинский район, на различного рода работы. Отца назначили дворником и охранником при районной больнице Буинска. Я проводила все каникулы в деревне, с мамой — мы работали, работали много, так как мужчин в деревне не осталось. Я помню, что всех детей отправляли на поля, с серпом. Зерно практически все отправляли на фронт, так же как основную рабочую силу – лошадей. Забирали все, даже изгороди металлические. Мальчики-подростки запрягали быков и телят, чтобы обработать землю. Это было время голода, и я могу рассказать о блюдах того времени, но боюсь что это вызовет у вас отвращение. Мы ели даже лебеду. По окончанию каникул, я всегда возвращалась в школу, в Буинск, к отцу. Естественно, что расстояние до города  в 30 км все преодолевали пешком. Мне очень хотелось учиться, и у меня это получалось. Я проучилась с 4 по 8 класс в школе им. Горького.

- Что было дальше?

- Я поступила в Буинское медучилище. Выбор профессии был очевиден для меня с самого начала, слишком много смертей было вокруг. То и дело приходили похоронки с фронта, да и мы не знали, сколько ещё продлится эта война. Мне, правда, хотелось помогать людям, а медицинских работников не хватало. Особенно в селе. Закончила училище в 1946.

- День Победы - каким он был для Вас?

- Это был день славы, всеобщей гордости! И, казалось, даже воздух стал другим. Дышать стало легче в прямом смысле этого слова.

- Как сложилась Ваша жизнь после войны?

- После окончания учёбы меня направили в Сармановский район, я проработала там 2,5 года и получила направление в Буинский район, в родную деревню, в Старо-мертлинский фельдшеро-акушерский медпункт. Назначили заведующей. Дополнительное образование получила в Уфе в 1953 году, у меня диплом фельдшера. В год окончания я поехала работать в Москву, к брату Пете, в детский лагерь «Юный Дзержинец». Проработала там 3 месяца, и меня пригласили работать в военный госпиталь в Реутово, проработала там недолго. Мне пришлось возвратится. Прислали письмо о необходимости срочного возврата на место распределения, в случае невыполнения меня бы ждала тюрьма. Я вернулась и проработала в родной деревне до 1986 года. Конечно же, вышла замуж - у меня 3 детей, 6 внуков и 1 правнук. Я могу сказать, что довольна тем, как прожила все эти годы. Все дети рядом, так же как и внуки. Они обеспечивают мне достойную старость, а о большем я и мечтать не могла.

- Какие награды Вам особенно дороги?

- Орден «Знак почета», Заслуженный донор Советского союза, значок «Отличник здравоохранения» от Министерства здравоохранения.

- Что бы Вы хотели пожелать подрастающему поколению?

- Меня огорчают люди, которые не умеют радоваться уделенному нам, и без того достаточно короткому отрезку времени. Желаю любить жизнь и быть в движении. Потому что движение — это и есть жизнь.

Подготовила Александра БЕЛОВА

Фото автора

Нет комментариев
Обсудить