Светлана Лукашевич: «Я знаю, как сделать из ребенка гения»

Современная система дошкольного и начального школьного образования, по мнению молодой мамы, не учитывает возрастные особенности детей.

 Воспитание детей для многих родителей тяжкий труд. Одни руководствуются современными педагогическими методиками, другие полагаются на традиционную систему образования в садиках и школах, третьи опираются на опыт отцов и свою интуицию. Светлана пошла дальше. Она добилась введения в Ульяновске новой методической системы начального школьного образования, основанной на новейших исследованиях в области педагогики, психологии и физиологии. Мало того, в обозримом будущем молодая мама планирует открыть уникальный центр развития для дошкольников, позволяющий развивать у детей гениальные способности.

- Светлана, расскажите, что Вас подтолкнуло так активно заниматься вопросами воспитания и образования?

- Вообще, я юрист. Закончила юридический факультет УлГУ, там же преподавала, плюс занималась практической деятельностью. У меня всегда был интерес и к педагогике, я состояла в Ульяновском сводном педагогическом отряде "Робинзон", работала в детских оздоровительных лагерях вожатой. С рождением дочки еще больше увлеклась темой развития и воспитания детей, причем глубоко, по научному, видимо, по-другому не умею. Очень много занимаюсь с дочкой, у нас с ней насыщенная интересная жизнь. Это не осталось незамеченным, ко мне стали обращаться родители других деток, спрашивали, как и чем мы занимаемся, просили поиграть с их детьми. Так постепенно я стала заниматься не только со своей дочкой. Потом у меня появился свой сайт для родителей дошкольников. Сейчас веду в Интернете семинары для родителей. С этого лета семинары для родителей стала проводить и не только в сети, но и в офф-лайне. В основе лежит Шичида-метод (Шичида - японский профессор).  Мечтаю, чтобы в России появились Шичида-школы, но к сожалению, пока японцы не планируют работать в России. Очень хочется пройти обучение в Японии, пока я все изучаю по книгам, и через общение с родителями, которые занимаются по Шичида-методу в официальных Шичида-школах. Постепенно складывается что-то свое. Надеюсь, в будущем открыть центр развития детей, аналоговых которому нет.

- Что же такого особенного в этой методике?

-  Просто эта методика невероятная. Если по ней заниматься, реально дети гениями становятся. В чем суть. У ребенка до трех лет полностью доминирует в работе правое полушарие головного мозга, после 3-х его постепенно начинает вытеснять левое полушарие и после 6 лет у людей уже начинает доминировать левое полушарие. При этом традиционные системы обучения строятся на активной работе левого полушария, что не подходит детям. Самое основное до 6 лет - активизировать правое полушарие настолько, чтобы оно продолжало функционировать и в дальнейшей жизни, наладить межполушарное взаимодействие. Каждый ребенок обладает врожденными способностями: мгновенная выдача готовых математических результатов; фотографическая память; свободное владение языками; идеальный слух; скоростное чтение; интуитивное получение информации.

- Получается основная цель - воспитать гения?

- Нет, конечно, основная цель не воспитать гения. Основная цель – сохранить врожденные способности ребенка, то, что ему дано природой. На мой взгляд - реализуя методику, мы даем ребенку бесценные подарки: отличная память - это пригодится ему всегда, в школе, институте и дальнейшей жизни. Развитие фотографической памяти приводит к тому, что ребенок овладевает навыком фотографического скорочтения - что тоже немаловажно. Сейчас многим родители пытаются дать ребенку раннего возраста энциклопедические знания, но он и так их получит - для этого не нужно ловить "ранний возраст". А вот развить память - это необходимо. Способность к языкам - в наше время тоже очень актуально. Заложить фундамент, на основе которого ребенок в дальнейшем легко сможет осваивать иностранные языки и овладевать ими как родными. Важно научить ребенка мыслить, чтобы он думал, решал задачи, которые всегда будут вставать на его жизненном пути. Но основное - в методике большое внимание уделяется налаживанию детско-родительских связей. Ведь главное - это любить ребенка, любить безусловно и без вреда для него. Дать ему чувство защищенности и уверенности. И, конечно, сохранить его здоровье. Не все методики являются именно здоровье сберегающими и физиологичными. Я за то, чтобы идти в ногу с природой. Если у ребенка есть какой-то врожденный талант - хорошо бы его раскрыть.

- На твой взгляд, в чем проблема современного образования? Почему родители ищут альтернативу обычной школе?

- Проблемы современного образования... их очень много. Если брать дошкольников - то, в первую очередь, меня смущает усредненный подход. В тот самый возраст, когда в ребенке раскрываются творческие способности - их глушат. Зайдите в детский сад и вы увидите 30 одинаковых рисунков. Детей не учат мыслить, детей не учат творить, создавать что-то свое - детей учат следовать инструкции, повторить то, что сделал взрослый. Мы готовим исполнителей, а потом удивляемся, почему так мало вырастает исследователей. Дальше, сейчас наблюдается противоречивая картина: с одной стороны, дети очень перегружены, с другой стороны - они двигаются очень медленно. Многие из-за этого теряют интерес к учебе уже в начальной школе. Встретить сейчас первоклассника, который с удовольствием идет в школу - проблема. Мы с дочкой ходим в библиотеку и я часто встречаю там родителей и бабушек школьников. Они набирают энциклопедии и рассказывают про невероятные домашние задания, с которыми не всегда справляются родители. Дети с самого начала сталкиваются с тем, что они не в состоянии выполнить домашнее задание (во всяком случае гимназисты) и привыкают к тому, что за них все делают родители. Дети не успевают усваивать то, что им дают. И хотя программа усложняется, уровень знаний как правило - ухудшается. Ну и конечно, зацикливание на электронике - это не плюс для школьников. Мы не можем использовать научный прогресс во благо. Отдельно хочется сказать про то, что в современной школе дети в прямом смысле - оставляют свое здоровье.

- И ты нашла альтернативу – здоровьесберегающую методику начального образования. А в чем отличия обычной методики преподавания от школы Жохова?

- В чем отличия... Я не особо сильна в том, что происходит в классах сейчас. Но для меня было ново то, что детям разрешается вставать, если ребенок хочет тянуть руку, прыгая на стуле, пусть прыгает. Много движений, например, есть такая форма работы как шепталочка: когда надо подойти к учителю или другому ученику и прошептать на ухо ответ к заданию. Сидят ученики, заведя руки за спинку стула, что благотворно влияет на осанку. Каждый день начинается с зарядки. В первом классе они практически не пишут, дети смотрят мультфильмы, поют песни в конце урока. На уроке через проектор выводятся фотографии ребенка, который активно сегодня работал. Когда кто-то дает правильный ответ - все ему хлопают. Ну там очень много моментов. Дети с радостью бегут в школу, не хотят уходить на каникулы, очень дружные. Их не интересуют гаджеты, они любят читать.

- Какие предметы изучают дети?

- Ребята учатся по ФГОСТ. Но они осваивают программу начальной школы за год, потом закрепляют и углубляют. Появляются основы физики, химии, астрономии на доступном для детей языке. Со второго класса вводятся иностранные языки. Сначала немецкий, с третьего класса - французский, с четвертого - английский. 

- Каково будет ребенку после такого свободного и творческого класса переходить в обычный 5 класс?

- У тех, кто переходил, никаких проблем не было. Детки вырастают и понимают, что начальная школа закончилась, они перешли в среднее звено. Стали старше. Плюс и у них уже перестает ведущей деятельностью быть игра, т.е. детки растут вместе с методикой. Переход в среднее звено, как переход из сада в школу. Все по-другому, и все адаптируются.

- Какие риски, какие минусы объективно есть в этой системе, если посмотреть на нее критически?

- Основной минус в том, что если ребенку придется менять школу по какой-то причине, то обучаясь по Жохову, перейти на классическое обучение очень сложно. Это будет колоссальный стресс для ребенка и не факт, что он вообще сможет продолжать нормально учиться. Ну и второй минус - очень многое завязано на учителе, он должен понимать и принимать методику, выполнять все рекомендации, а главное - любить детей.

- Я правильно понимаю, что школа Жохова в Ульяновске появилась с твоей подачи? Как тебе удалось довести свою идею до реализации? Сколько времени и сил на это потребовалось? 

- Все началось с того, что знакомая мне рассказала об этой методической системе. Я изучила всю информацию, мне очень понравилась система, и я захотела, чтобы моя дочка обучалась по ней. Я связалась с Владимиром Иванычем Жоховым, и теми, кто занимается продвижением методики, узнала, как можно организовать процесс обучения. Потом я разместила информацию о методике на сайте для молодых родителей Ульяновска, это вызвало большой интерес среди родительского сообщества. Так постепенно в сети объединились сторонники методики, нашлись родители, которые тоже слышали о ней, интересовались и хотели бы, чтоб она применялась и в нашем городе. Двое родителей съездили в Нижний Новгород на открытый урок, посмотрели на методику в действии, пообщались с учителем, работающим по методике. И после этого мы уже не смогли остановиться. Конечно, основную работу проделали родители тех детей, которые идут в первый класс в этом году. У меня еще есть время, дочке всего 3 года, а вот им ждать было уже некогда. Сейчас я могу сказать, что только наша командная работа помогла достичь желаемого. То, что мы не побоялись начать реализовывать свои права, ведь родители по закону имеют право выбирать методику обучения.

- И напоследок дай несколько советов по воспитанию детей.

- Есть 10 заповедей в воспитании ребенка:

1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

2. Определите общие интересы.

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.

4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.

5. Научите ребенка делиться своими проблемами.

6. Чаще разговаривайте с ребенком.

7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.

Наша справка

Владимир Иванович Жохов – Заслуженный учитель Российской Федерации, учёное звание - доцент. Более сорока лет проработал в московских школах учителем математики и физики и параллельно тридцать пять лет - методистом в разных педагогических организациях, в том числе четверть века в Московском городском институте повышения квалификации работников образования. Преподавал также на кафедре методики математического факультета МГПИ им. В.И.Ленина. В настоящее время - директор Института здоровьесберегающих технологий в образовании Челябинского государственного университета, профессор. Автор более 300 публикаций, среди которых: 1) основные школьные учебники математики для 5 и 6 классов (в соавторстве с Н.Я.Виленкиным и др.) - победители Всесоюзного конкурса учебников математики 1988 г., 2) цикл пособий из «методического окружения» указанных учебников, 3) дидактические материалы по алгебре для 8 класса (в соавторстве с Ю.Н. Макарычевым и Н.Г. Миндюк), 4) «Алгебра в 6-8 классах» - книга для учителя под ред. Ю.Н. Макарычева, 5) «9 класс: экзамен по алгебре. Решение задач», 6) «Уроки геометрии в 7-9 классах» (изд. Просвещение, Мнемозина), 7) «Алгебра и начала анализа» - конкурсный учебник для 10-11 классов (в соавторстве с Н.Я. Виленкиным), 4-е место на Всесоюзном конкурсе учебников математики, 8) «Справочные математические таблицы - пособие для учителей и учащихся 5-11 классов. Для учителей и учащихся начальной школы с 2003 года в издательстве РОСМЭН выходят пособия «Математические диктанты. 4 класс» и «Математический тренажер. 3-4 класс.

Фото автора


Опубликовано: 21.07.2015 в 17:02 
Просмотров: 1760 

comments powered by HyperComments