Станут ли ульяновские школы платными?

На заседании пресс-клуба, которое состоялось 8 июня в Законодательном Собрании области, прошло обсуждение федерального закона, направленного на реформирование бюджетных учреждений в РФ.

На заседании пресс-клуба, которое состоялось 8 июня в Законодательном Собрании области, прошло обсуждение федерального закона, направленного на реформирование бюджетных учреждений в РФ.

Участниками пресс-конференции «Мифы и реальность: О законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» стали заместитель председателя правительства области Тамара Девяткина, курирующая социальную сферу, Секретарь Регионального политического совета «Единой России», председатель комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Законодательного Собрания области Игорь Тихонов, ведущие журналисты региональных СМИ.

Тамара Девяткина:
- Сегодня есть определенное непонимание в обществе принятого федерального закона №83. Прежде всего, хотелось бы порекомендовать внимательно прочитать этот закон, а также Конституцию, которую никто не отменял. В ней четко сказано, что наше общее образование для детей и родителей – бесплатное. Такую же позицию озвучил Президент Дмитрий Медведев.

Игорь Тихонов:

- В настоящее время мы имеем некий информационный миф, который родился с подачи политиков. Его смысл можно сформулировать в одном предложении: «Школы станут платными». Однако, подчеркну, закон касается организации деятельности государственных учреждений, находящихся на бюджетном обеспечении, заведений, которые учредило государство. Это касается и учреждений здравоохранения, и учреждений социальной поддержки, а также культуры, образования, спорта.
Те учреждения, которые по своей природе не могут зарабатывать, должны обеспечиваться в полном объеме, а те, кто по своей природе может, расширять перечень услуг и повышать их качество, должны за это иметь соответствующие средства, смогут зарабатывать, повышая тем самым как благосостояние самого учреждения, так и благосостояние его работников. Закон все эти задачи и процессы сегодня приводит в «нормативную плоскость».

Тамара Девяткина:
- Смысл закона также заключается в предоставлении большей самостоятельности бюджетному учреждению. А самостоятельность – это еще и ответственность, возможность более гибко, более эффективно распоряжаться средствами, которые поступают из бюджета любого уровня – муниципального, областного, федерального. Идеология закона очень простая: повысить эффективность и качество предоставляемой услуги. Если говорить об образовании, то обучение в рамках школьной программы в любой школе остается бесплатным.

До сегодняшнего дня субвенции на предоставление образовательного стандарта получала только государственная школа, частная на это права не имела. Закон дает возможность расширить услуги для населения, снизить плату за частное образование. Я думаю, что в связи с этим частно-государственное партнерство в Ульяновской области будет более интенсивно развиваться. На сегодняшний день родители получали компенсацию за родительскую плату, только когда водили своих детей в государственные дошкольные учреждения. Теперь родители смогут получать компенсацию и в случае, если дети посещают частные дошкольные учреждения. В свою очередь, дошкольные учреждения смогут расширить перечень предоставляемых услуг.

Игорь Тихонов:
- Раньше заниматься частным образованием было невыгодно. Сейчас государство имеет возможность через оплату так называемого стандарта государственных образовательных услуг без обращения внимания на то, кто учредитель этого учреждения, частное оно или государственное, в равном порядке финансировать то, что мы называем бесплатным образованием, тот набор образовательных услуг, которое государство по Конституции человеку гарантирует. И мы заинтересованы в развитии спектра образовательных услуг, особенно в рамках партийного проекта по развитию дошкольных учреждений, так называемого частного сектора дошкольного образования, у нас появляется для этого законодательная основа. Но с другой стороны, мобильность, ориентированность на рынок, возможность оперативно реагировать на запросы людей – все плюсы частного образовательного учреждения - теперь появляются и у автономного учреждения. Соответственно, государственный и частный сектор в социальной сфере уравниваются в своих правах.

Тамара Девяткина:
- Еще одна тема, которая муссируется: только русский язык и математика будут бесплатными (за государственный счет), остальные предметы – за плату. Хочу сказать, что министр образования РФ Фурсенко выступил в «Российской газете», где четко и ясно перечислил предметы, которые останутся бесплатными. Я их повторю: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство: музыка, ИЗО, МХК, технология (трудовое обучение), физическая культура, география, природоведение, окружающий мир, иностранный язык, родной (нерусский) язык, родная (нерусская) литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности. Поверьте мне как бывшему директору: я назвала все предметы учебного плана.

Другое дело, что есть нюансы такого плана: английский язык по учебному плану в 10 классе – три часа, так было в течение многих лет. Родители могут пожелать не три, а пять часов. И если есть возможность оплачивать, то мы организовываем дополнительные занятия во второй половине дня.

Игорь Тихонов:
- Та же самая потребность в углубленном изучении английского языка и математики и т.д. сверх программы присутствует и сегодня. Эта проблема сегодня решается репетиторством. Спрашивается: а почему это в школе не делается? Потому что для школы это будет платной образовательной услугой, которая облагается налогом, все средства перечисляются в доход бюджета и оттуда возвращаются школе только в рамках существующей сметы. Поэтому сегодня ни учителю, ни школе оказывать подобные услуги на базе школы смысла нет. Сегодня появляется возможность, особенно в рамках автономных учреждений, для того, чтобы все эти дополнительные услуги были прозрачны, подконтрольны, качественны и в соответствующих условиях.

Тамара Девяткина:
- Для педагогических коллективов закон интересен тем, что сегодня доходы от всех платных услуг уходят в общую казну. С новым законом эти средства остаются в образовательном учреждении (образования, культуры, социальной защиты) и могут быть не истрачены в этом году - они свободно переходят на следующий год. По старому законодательству это было невозможно. Теперь у школы будут появляться дополнительные средства, которые у нее и останутся.

Еще одна тема, которую сегодня подают неверно: если сегодня и так денег на образование не хватает, то потом их будет выделяться еще меньше. Я хочу озвучить такие цифры: в 2010 году на образование из всех уровней бюджета в 2,5 раза превысит уровень 2005 года и составит 6,6 млрд. рублей. Поэтому говорить о том, что расходы в Ульяновской области на образование снижаются, мягко говоря, некорректно. Речи о сокращении бюджетных расходов на эту сферу никогда не шло. И не предполагается.

Итак, как будет выглядеть подведомственная сеть государственных учреждений в Ульяновской области к 2012 году:

По министерству здравоохранения:
- казенных – 10,
- бюджетных – 19,
- автономных – 2

По министерству образования:
- казенных -13;
- бюджетных – 55;
- автономных – 7

Департамент культуры и архивного дела:
- казенных – 2,
- бюджетных – 8;
- автономных – 7

Департамент социальной защиты:
- бюджетных – 16;
- автономных 10.

Возникает вопрос: если так хвалят форму автономного учреждения, почему туда не переходят бюджетные учреждения? Отвечу так: не каждому коллективу можно доверить новую форму управления. К этому надо директоров и их заместителей специально подготовить.

Что такое казенное учреждение? Если говорить об образовании, то казенными будут все детские дома и школы-интернаты. Автономными учреждениями станут в основном техникумы. И то, лишь те из них, которые имеют хорошую базу и многолетний опыт по предоставлению платных услуг. Например, техникум питания и торговли, технологический техникум в рабочем поселке Сурское, оздоровительный лагерь «Юность», техникум железнодорожного транспорта.

В Ульяновской области совместными усилиями Правительства региона и Законодательного Собрания подготовлена вся необходимая нормативная база для перехода учреждений в казенные, бюджетные либо автономные.

Игорь Тихонов:
- Вопрос статуса государственных бюджетных учреждений находится в зоне пристального внимания Законодательного Собрания, фракции «Единая Россия». Данный процесс мы будем тщательно контролировать с коллегами из Правительства Ульяновской области.

Наша принципиальная позиция: переход в автономные учреждения должен осуществляться только при соответствующем решении трудового коллектива, который должен быть к этому шагу всесторонне готов.

Вместе с тем нужно понимать: те творческие коллективы, которые сегодня востребованы, в рамках автономного учреждения получают более широкие возможности для своей деятельности. Мы продолжим создание на региональном уровне и на уровне муниципалитетов необходимой нормативной базы. Предстоит большая работа по определению перечня ценного имущества, которое будет передаваться автономным учреждениям, но которое будет запрещено продавать и совершать с ним какие-либо сделки. Также мы будем обращать внимание на кадровый вопрос, будем участвовать в подборе эффективных управленческих кадров.

Предполагается, что при переходе учреждения в статус автономного будет ставиться только один кадровый вопрос – о руководителе. Трудовые коллективы все останутся в прежнем составе. Если в связи с этим будут возникать какие-либо вопросы, мы, депутаты Законодательного Собрания, совместно с исполнительной властью будем активно вмешиваться и помогать эти вопросы решать.

Тамара Девяткина:
- Есть распоряжение Губернатора о создании рабочей группы по переводу учреждений в автономные, бюджетные, казенные. Оно будет действовать до 2012 года. Существует соответствующий план, утвержденный Губернатором. В числе мероприятий значится и разъяснительная работа с населением. Каждый перевод в новый статус будет рассматриваться на заседании Правительства Ульяновской области. Кроме того, раз в месяц руководитель каждой социальной отрасли будет отчитываться о том, как реализуется федеральный закон №83 на территории Ульяновской области.

- В чем принципиальная разница между нынешним финансированием по смете и финансированием через субсидию по государственному заданию, которое предполагается?

Тамара Девяткина:
- Смета – расчет учредителем расходов бюджетного учреждения. Нарушать эту бюджетную роспись нельзя. Это финансирование заказа на ту деятельность, которое выполняет учреждение. Поэтому мы не всех будем переводить в «автономку», а еще будем смотреть, готов ли руководитель рассматривать свое финансирование как государственный заказ, умеет ли он грамотно распределять финансовые потоки, для того, чтобы а) реализовать основную услугу (ради чего и создано учреждение), б) создать условия, чтобы эта услуга была качественной.

Игорь Тихонов:
- По сути учреждение планирует и дает учредителю право на учреждение расходов. Оно расходует бюджетные деньги. А автономное учреждение и частично бюджетное учреждение занимается доходами – зарабатывает средства. А расходование полностью отдается под ответственность самого коллектива, его руководства.
У автономных учреждений будет совсем другая идеология: доходы будут состоять из финансирования из бюджета госзадания (здесь заказчик – государство) и финансирования от потребителей (здесь заказчиком выступают граждане). Реализовывать этот совокупный бюджет автономное учреждение имеет право самостоятельно.

Тамара Девяткина:
- Подчеркну, что при госзаказе количество финансовых средств не снижается. Но при этом руководство автономного учреждения может вводить дополнительные платные услуги. Например, в каком-либо техникуме готовить водителей. На вырученные средства, к примеру, можно будет приобрести еще один компьютерный класс. Но фиксированная сумма из бюджета для данного техникума останется прежней.

Игорь Тихонов:
- У нас появляются как бы два заказчика: с одной стороны – государство, с другой – учащиеся и их родители. Сформировать заказ государству – это огромная работа в масштабе всей страны. В то же время сегодняшние учреждения далеко не всегда в состоянии отреагировать на такие оперативные запросы. Им надо согласовывать все со своим учредителем. Автономное же учреждение способно на такие запросы отреагировать моментально.

- Будет ли на законодательном уровне прописан норматив финансирования учреждений?

Игорь Тихонов:
- Сегодня госзадание должно быть сформировано только в рамках полного исполнения госзаказа и тех обязательств, которые государство на себя берет. Все, что входит в государственный стандарт, будет оценено в деньгах и в рамках подушевого финансирования направлено в учреждения. По этой же схеме будут просчитываться все услуги во всех сферах.

Тамара Девяткина:
- Мы с 2006 года уже перешли на подушевое финансирование и затем – на отраслевую систему оплаты труда. Финансирование значительно возросло. И при этом ощутимо увеличилась заработная плата, в частности, учителей. Так, в автономных учреждениях некоторых регионов учителя получают в три - четыре раза больше коллег из бюджетных учреждений.

- Сегодня есть государственный стандарт и государственный заказ только в сфере образования?

Игорь Тихонов:
- Нет, это не так. Существует программа государственных гарантий, в которой просчитаны все услуги – это и есть государственный стандарт в здравоохранении. В отрасли социальной поддержки населения существуют свои госстандарты, и в них четко обозначено, что государство должно предоставлять в качестве бесплатной социальной помощи, а что оказывается в рамках платных услуг. Те учреждения здравоохранения, которые перейдут в автономные, получат государственный заказ в полном объеме.

- Будет ли предусмотрена господдержка для автономных учреждений? Будет ли власть отслеживать успешность их деятельности?

Тамара Девяткина:
- Прежде чем возглавить автономное учреждение, руководитель должен будет зарекомендовать себя как опытный, эффективный менеджер. Он должен быть предпринимателем в хорошем смысле этого слова. Сегодня главным врачам необходимо учиться на менеджеров. И вузы уже готовят таких специалистов.

Игорь Тихонов:
- Закон предусматривает отстранение неэффективного управленца от должности в одностороннем порядке.

Тамара Девяткина:
- Учредитель не снимает с себя ответственности, отправляя в «автономку» то или иное образовательное или медицинское учреждение. Туда также будут приходить представители контрольных органов от министерства образования, социальной защиты, министерства здравоохранения. Эти проверки также будут регулярными, и развитие автономных учреждений также будет корректироваться, ошибки - исправляться.

Игорь Тихонов:
- Есть еще несколько контрольных функций, предусмотренных законом. Это запрещение сделок с особо ценным имуществом, заключение сделок по крупным контрактам согласовывается с учредителем. В законе все направлено на то, чтобы не допустить ни сознательного, ни бессознательного банкротства учреждения, ни продажи за долги, ни рейдерского захвата. Раньше, кстати, таких ограничений в законодательстве не было.

Тамара Девяткина:
- Добавлю, и это важно, что автономное учреждение, в отличие от бюджетного, будет иметь в обязательном порядке Наблюдательный совет, в который войдут получатели услуги. И перед этим советом два раза в год руководство обязано будет отчитаться о проделанной работе, а отчет должен быть обязательно опубликован в каком-либо отраслевом издании.

Игорь Тихонов:
- Еще одно ограничение для автономных учреждений: все услуги, которые будет оказывать учреждение, должны соответствовать виду его деятельности. То есть никогда в школе не появится, например, ночной клуб. Автономному учреждению можно будет брать кредиты в банке, но только на те оборотные средства, которое учреждение само заработало.

- Вам лично новая система нравится больше, чем прежняя?

Тамара Девяткина:
- Я была бы рада, если бы мне как директору в 1996 году дали бы такой закон. Мы тогда оказывали платные услуги (готовили дошкольников к школе, вне рабочего времени предоставляли населению бассейн, класс хореографии, компьютерный класс, стоматологический кабинет), но заработанных денег не видели - они уходили в казну. А это – около миллиона рублей в год. На этот миллион можно было многое чего полезного для школы сделать.

Игорь Тихонов:
- Сейчас говорить о том, что появится принципиально новая система, не приходится. Потому что все отношения, виды учреждений, правила работы учреждений уже в течение нескольких лет уже формируется. Сегодня это более четко законодательно прописано. До начала действия закона №83 (точнее, изменений в законе) все эти отношения уже существовали, просто они не были доработаны.

- Вы не опасаетесь, что в некоторых учебных заведениях родителей будут принуждать к получению их детьми дополнительных платных услуг?

Игорь Тихонов:
- Образовательный стандарт как существовал, так и будет существовать. Если ребенок за три часа не будет усваивать математику, то он сможет посещать дополнительные платные занятия вне рамок государственного стандарта. Мы рассматриваем крайний случай, когда учитель саботирует преподавание своего предмета в основное учебное время, «выдавливая» тем самым ребенка в платную услугу. Для устранения нарушений качества услуг в рамках государственного стандарта существуют надзорные органы. За этим государство будет очень жестко следить.

Тамара Девяткина:
- В нашем регионе образован Комитет по контролю и качеству образования, который уполномочен оперативно проверить то или иное образовательное учреждение. Предоставление качественной услуги государство как ее заказчик будет контролировать.

- Не будет ли разрыва между качеством образования, которое получено в рамках государственного стандарта и качеством образования, которое предоставлено посредством платных услуг?

Тамара Девяткина:
- По сути, сегодня дело обстоит так: те, кто хочет поступить в серьезные вузы, занимается дополнительно и не бесплатно - это подготовительные курсы, с репетиторами. Да, сегодня в России есть проблема между стандартом общего образования и профессионального образования. Этот разрыв приходится преодолевать при помощи дополнительных занятий.

Игорь Тихонов:
- Не надо забывать, что у нас в рамках государственного стандарта оказываются услуги по основному общему и среднему общему образованию. Высшее образование общим не является. И тот, кто хочет получить качественное высшее образование, должен заниматься дополнительно, получать услуги сверх стандарта. Так всегда было, в том числе в советское время. Или за плату, или это самообразование.


Опубликовано: 10.06.2010 в 15:27 
Просмотров: 3342 

comments powered by HyperComments