Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

«Заговор молчания» по поводу традиций, или На Руси плясали все

Праздники ульяновцы любят, но умеют ли их отмечать?

Артель рукопашного боя «Буза» существует в Ульяновске уже много лет. Сначала бузники просто обучались приёмам рукопашного боя и боевому плясу под особые частушки, проводили кулачные бои. Потом решили устроить вечёрки. Для этого пришлось собрать немало материала. Узнав много нового о русской культуре и народных традициях, молодые люди стали ездить в этнографические экспедиции, заинтересовались плясовой, песенной, инструментальной традицией своего края, стали ходить на занятия по пению, кто-то увлекся игрой на гармони, кто-то – на балалайке… Появился фольклорный ансамбль «Отрада». В марте нынешнего года коллектив защитил звание народного, исполнив 18 песенных и танцевальных номеров.

Илья Шагунов

член артели рукопашного боя «Буза»

– Я заметил, что в отношении традиционной культуры существует некий «заговор молчания»: о ней не показывают фильмов, не делают репортажей, не упоминают в новостях ни по одному из государственных каналов. О настоящей культуре подавляющее большинство не имеет ни малейшего представления, – говорит член артели рукопашного боя «Буза» Илья Шагунов. – Между тем главный смысл традиций заключается в том, что в празднике участвуют все: поют, пляшут, играют в игры. Сегодня вместо народных гуляний люди ходят на концерты. Но на концерте основной массе отводится пассивная роль – посидели, послушали, ушли. А на Руси было, что называется, «танцуют все!».

У каждого народа – свой ритм

– Человек может себя идентифицировать с каким-либо народом через мифологию, пение и пляску, – убеждён Илья. – Когда я говорю об идентификации, я не имею в виду некое интеллектуальное соотнесение, когда человек в уме просто решает, куда себя причислить. Я говорю о глубоком душевном, психологическом осознании себя как части того или иного народа. Причиной такого осознания является участие в передаче из поколения в поколение определённых знаний, текстов, представлений, эмоций.

Традиционная культура является не застывшим каноном, а единой целостной структурой, удивительным организмом с присущим только ему уникальным ритмом. На протяжении веков у каждого народа складывалось своё представление о человеке и его месте в окружающем мире, об отношениях между людьми. Через былины, сказания, сказки закладывались понятия о сотворении мира, о добре и зле. В песнях передавался концентрированный чувственный опыт – любовь, счастье, радость, грусть, боль, ощущение связи с прошлыми поколениями. Когда человек поёт народную песню, он неосознанно этот опыт перенимает.

Оказывается, пение и пляс напрямую связаны с рукопашным боем, а сам бой связан с физическим трудом."

Трудовые навыки естественно накладывались на боевые — наиболее удобные базовые двигательные модели переносили в бой и в пляс. Каждый народ формировал свой собственный ритм. Воспроизводя плясовые движения, исполняя народные песни, слушая сказки, былины, человек идентифицировал себя с конкретным этносом, а не только с территорией. В России всё делали сообща: дрались стенка на стенку, водили хороводы, пели хором, праздники и горе переживали совместно. И при этом пели – в поле, на похоронах, на свадьбах.

- Пение избавляло от посторонних мыслей, восстанавливало дыхание. Сегодня патриотическая работа почему-то привязана к земле, к территории. Многие государственные деятели говорят о патриотизме, но предмет любви является размытым. Людям нужно вернуть чувство гордости за свою страну. Если для человека слово «Родина» связано не с народом, а исключительно с внешними условиями жизни, то он будет стремиться жить там, где эти условия лучше. Для таких людей уехать из страны – совершенно нормально.

Артисты пляшут, зрители пассивны

– Все формы традиционной культуры созданы, чтобы человек в них участвовал. Вот, например, когда мы поём, смотрим друг другу в глаза и общаемся: голосом, глазами, через созвучие. В пляске люди общаются через контакт, взгляды, через подшучивание друг над другом. А когда традиционную культуру вынесли на сцену, её серьёзно видоизменили.

Артисты на сцене поют, пляшут, а зритель в зале пассивен. В итоге у многих ко всему, что связано с народной культурой, отношение сформировалось как минимум безразличное или даже отрицательное. И это совершенно понятно.

Когда на сцену выходит мужчина в сапожках, в рубахе, расшитой несуразными цветочками, тянет носочек, это выглядит, по крайней мере, странно. Так никогда в народе не танцевали."

- Я тоже раньше народную культуру представлял себе как нечто лубочное, не относящееся к реальной жизни – просто, как и большинство моих сверстников, никогда не видел настоящей пляски, не слышал настоящей песни. Теперь, когда мы побывали в этнографических экспедициях в Теньковке, Урене, Белозерье, Старой Майне, Больших Ключищах, мы сравниваем свои результаты с материалами экспедиций из других регионов России и поражаемся сходству в обрядах, народном плясе и многих других направлениях. Чем больше я погружаюсь во всё это, тем больше понимаю, насколько мы богаты…

Кирилл Кологреев окончил факультет трансферных специальностей УлГУ с двумя красными дипломами. Самостоятельно освоил гармонь, гусли, балалайку, мандолину.

Кирилл Кологреев

окончил факультет трансферных специальностей УлГУ с двумя красными дипломами

– Я давно уже интересуюсь российской историей и общаюсь с теми, кто называет себя русскими патриотами, националистами, – рассказывает Кирилл. – Мне кажется, какие-то у них романтические взгляды на революцию, на прошлую, неизвестную им жизнь. Мол, раньше всё было хорошо, а сейчас всё плохо. Многие упираются в революционную псевдоборьбу, превозносят германский национал-социализм, Че Гевару читают. Твердят: мы – за русский народ. А что в них русского? Большинство не знает ни своих песен, ни традиций. Я даже не уверен, что они знают свою родословную. Если уж ты считаешь себя русским, нужно вжиться в культуру своего народа. Я общаюсь с местными стариками, гармонистами и балалаечниками. По воскресеньям хожу на Южный рынок, выезжаю в деревни, учусь играть на балалайке, гармони, мандолине. Мандолина тоже была традиционным инструментом в наших краях. И на скрипке играли. Были очень популярны дуэты – балалайка со скрипкой или балалайка с мандолиной, или две балалайки. Мне хочется, чтобы как можно больше ульяновцев заинтересовалось народной культурой. Тогда у нас будет больше общения, богаче опыт, больше желания заниматься.

Выпускник Саратовской консерватории имени Собинова Александр Михайлов изучал и классическую музыку, и оперную, но по-настоящему его «цепляет» лишь народная.

Александр Михайлов

Выпускник Саратовской консерватории имени Собинова

– Мне нравится народная песня, она для меня родная на каком-то подсознательном уровне. Спросите у женщины: почему она любит именно этого мужчину? Вряд ли она сможет ответить. Здесь то же самое, – делится музыкант. – В народе песни передавались из уст в уста. Кто-то записывал тексты в тетрадочки, так называемые песенники. Тексты-то большие, запомнить тяжело. В экспедициях мы познакомились со многими исполнительницами, в основном с бабушками. Встречались и дедушки поющие, но с ними сложнее — они из жизни уходят раньше… Тогда не было телевидения. Люди жили на том, что происходило в деревне. Жилось им не шибко сладко: рано вставали, много работали, уставали, но каждый вечер собирались, плясали, пели. Песня, пляска – часть их жизни. Бывает, приезжаешь в село, люди рассказывают про обычаи, про обряды, про свадьбы, как гуляли, какие песни пели. А их дети уже этого не помнят. И песни забываются… Вообще, в экспедицию необязательно далеко ехать. Однажды две студентки вместо поездки просто расспросили своих бабушек, как они раньше жили, какие песни пели, те столько интересного рассказали! Богатый материал получился.

Фото автора

Нет комментариев
Обсудить