Развитие ульяновского лесопромышленного комплекса сдерживается низким техническим уровнем производства и высокой степенью износа фондов

2 июля состоялось заседание Совета по развитию лесопромышленного комплекса под председательством Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова.

В заседании приняли участие заместитель Министра сельского хозяйства О.В. Костин, Министр лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области В.А. Кублик, директор Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области О.В. Яшагин и др.

Рассматривались вопросы о рациональном использовании лесов Ульяновской области, о переводе земель сельскохозяйственного назначения, заросших древесной растительностью, в земли лесного фонда, об обеспечении сырьем лесоперерабатывающих предприятий Ульяновской области.

Во вступительном слове Губернатор Сергей Морозов отметил, что главными факторами, сдерживающими развитие отрасли, являются: низкий технический уровень производства, высокая степень износа основных промышленных и производственных фондов, недостаточная инновационная и инвестиционная активность, недостаток мощностей по глубокой переработке древесины.

         Задачей Совета является выработка рекомендаций для реализации государственной региональной политики в сфере развития лесопромышленного комплекса. В числе его главных задач - определить основные пути развития отрасли, выстроить качественный диалог между государством и бизнесом.

На федеральном уровне уже разработаны и приняты меры по стимулированию глубокой переработки лесного сырья. В том числе использование экспортных пошлин на необработанный круглый лес.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008г., экспортные пошлины на круглый лес с 1 января 2009 года по-прежнему составят 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр. Однако с 1 января 2010 года пошлины повысятся до заградительного уровня - до 80%, но не менее 50 евро за кубометр, что фактически закроет российский экспорт необработанной древесины.

         В ближайших планах - сертифицировать наши леса по международным стандартам, создать надёжную систему контроля за происхождением и движением древесины, которая пресечёт незаконную вырубку леса.

         На Правительственном уровне разрабатывается «Концепция стратегии  развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года», в Ульяновской области разработана стратегия развитии лесного комплекса до 2012 года.

     

      Сергей Морозов также подчеркнул, что в целях противодействия незаконным рубкам древесины следует внедрить на территории РФ государственную систему учёта и контроля заготовок, вывоза и переработки древесины, а также национальную схему регулирования оборота древесины, ввести административную ответственность за приобретение древесины, законность приобретения которой  не подтверждена, установить запрет на пребывание на территории лесного фонда механических транспортных средств, оборудованных для заготовки, погрузки и вывозки древесины, на имеющих специального разрешения,  а также запрет на пребывание на территории лесного фонда граждан, имеющих при себе бензопилы или другие механические средства заготовки древесины без документов на её заготовку.

         Основной и наиболее трудной задачей  работы Совета по развитию лесопромышленного комплекса является разработка мер по повышению  инвестиционной привлекательности отрасли. Инвестиции должны решать главную проблему, чтобы в лесу появился достойный хозяин.

Министр лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Вячеслав Кублик в своем докладе сообщил, что за 2008 год перечислено в доход областного бюджета платежей за использование лесов 113 млн. руб. что составило 101% к плану и 121% к уровню 2007 года. Для сравнения с нашими соседями: по Республике Мордовия 64,0 млн. руб., по Республике Марий Эл 62,0 млн. руб., по Пензенской области 53,0 млн. руб., по Самарской области 19,0 млн. руб.

Поступления платежей от использования лесов в областной бюджет в 2008 году увеличились в 2,2 раза по сравнению с 2005 годом ( в 2005 году - 52,2 млн. руб., в 2008 году - 113,0 млн. руб.). Данный показатель по Пензенской области  составил в 1,4 раза, по Республике Чувашия -  2,1, по Республике Марий Эл - 1,6 раза.

Отношение объема фактически вырубленной древесины к объему расчетной лесосеки характеризует состояние всех отраслей лесного комплекса. Расчетная лесосека на 2008 год утверждена в размере 1419,7 тыс. м³, в том числе по хвойному хозяйству - 283,7 тыс. м³. Несмотря на то, что с 2006 г. впервые за последние годы наметился рост объемов заготовки древесины, фактически вырубается  58,7% расчетной лесосеки. По использованию расчётной лесосеки  за 2008 год в % к 2007 году  Ульяновская область в ПФО находится на 1 месте.

К положительным тенденциям в лесопользовании за последние годы можно отнести снижение потерь древесины: объемы недорубов и размер не очищенных после вырубки площадей уменьшились в 2 раза.

 Арендаторы, заключившие договора аренды лесных участков для заготовки древесины, обязаны обеспечивать пожарную и санитарную безопасность в лесах, выполнять весь комплекс лесовосстановительных мероприятий.

Наиболее продуктивно работающими арендаторами являются структуры, имеющие опыт работы в данной отрасли, квалифицированные кадры, выполняющие комплекс работ от посадки леса до реализации готовой продукции, ориентированные на создание производства по глубокой переработке древесины.

Отдельная проблема - вновь появившиеся леса на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения. По предварительной оценке таких лесов по области 50-70 тыс. га, точного учёта на сегодня нет. Средний возраст этих лесов от 10 до 20 лет, в основном они заросли ценными породами - сосной и берёзой. Как правило, лесные массивы расположены на площадях, примыкающих к лесному фонду, и представляют серьёзную угрозу в пожарном отношении. Необходимо провести инвентаризацию этих лесов, взять их под охрану и организовать в них ведение лесного хозяйства. Для этого необходимо осуществить перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда. В первую очередь это должны быть площади на низкопродуктивных бедных почвах и участки небольших размеров, расположенные внутри земель лесного фонда, на которых использование современной широкозахватной сельскохозяйственной техники будет неэффективно, а экономический эффект от вовлечения этих площадей в севооборот будет либо ничтожен, либо отрицателен.

Данная проблема рассматривалась на заседании рабочей группы Губернаторского Совета. Кроме того, в Министерство обращались Главы Муниципальных Образований с просьбой о передаче заросших площадей сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.

        

Участники заседания постановили: предоставить перечень земельных участков, заросших древесной растительностью, подлежащих переводу в земли лесного фонда, и подготовить постановление о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, осуществлять контроль за постановкой земельных участков на государственный кадастровый учёт.

Проведение данных мероприятий позволит привлечь субвенции Федерального бюджета на осуществление охраны и защиты лесов. Кроме того, в перспективе эти леса будут являться ресурсом для развития лесоперерабатывающей отрасли.


Опубликовано: 03.07.2009 в 16:02 
Просмотров: 1213 

comments powered by HyperComments