Бензин в России и за рубежом: где дешевле?

В 2013 году Россия установила рекорд по добыче нефти.

По данным ЦДУ ТЭК и Росстата, в 2013 г. объем добычи нефти и газового конденсата составил 523,275 млн т (на 1% больше, чем в 2012 г.), а природного газа – 668,024 млрд м3 (на 2% больше). Эксперты отмечают, что по добыче нефти был установлен рекорд, которого не было с 1990-х годов. Россия стала крупнейшим производителем нефти в мире, и причинами называют высокие цены на углеводороды, которые позволяют компаниям часть прибыли инвестировать в разведку и разработку новых месторождений, а также поправки в законодательство, благодаря которым при добыче около 60% нефти остается в земле, соответственно, ее запасов должно хватить еще надолго. И по утверждению министра энергетики Александра Новака, в 2014 г. добыча нефти и газа может остаться на уровне 2013 г. Тем не менее экспорт нефти из России в 2013 г., по данным vestifinance.ru, сократился на 1,6%. Экспорт газа также снижается, и причина в высоких ценах на газ вследствие привязки его цены к ценам на сырую нефть. Собственно, цены на нефть в 2013 г. составили 97 долларов за баррель, в 2014 г. прогнозируется повышение до 101 доллара. Оптовые цены на газ на российском рынке различаются по регионам и составляют с 1 июля 2013 г. от 2677 до 4185 рублей за 1 тыс. кубометров.

Что касается цен на топливо внутри РФ, то они повышаются. По данным neftegaz.ru, уже за январь 2014 г. цены на бензин выросли на 1% и обогнали потребительскую инфляцию, что объясняется общемировым подорожанием нефтепродуктов, отсутствием в России государственных дотаций и регулирования цен на бензин. Растут цены и на природный газ (в 2013 г. выросли по сравнению с 2012 г. на 15%, такое же повышение ожидается и в 2014 г.), и это объясняется тем, что более дорогое топливо должно способствовать повышению энергоэффективности российской экономики.

А как у них?

Цены на нефть на мировом рынке в начале 2014 г. ожидаются от 105 до 112 долларов за баррель, причем спрос со стороны США и Европы будет сокращаться, а со стороны стран Азии и Южной Америки расти. Цены на нефть постепенно снизятся до 85 долларов за баррель за счет роста добычи этого полезного ископаемого в США и Канаде, что ведет к росту предложения в мире. Что касается природного газа, то сейчас цены превысили 400 долларов за 1000 кубометров. По словам замминистра экономического развития Андрея Клепача, средние мировые цены на газ к 2015 г. снизятся примерно на 10% - до 320-330 долларов против 353 долларов за 1млн кубометров в 2012 г.

В Европе цены кусаются

Что же касается цен на бензин в Европе и странах бывшего СССР, то, по данным autotraveler.ru, в 2014 г. цены на 95-й бензин составляют от 0,73 евро за баррель в Белоруссии до 1,81 евро в Норвегии (в России стоимость бензина в евро – 0,68 евро за баррель). На бензин 98-й – от 0,94 евро в Грузии до 1,90 евро в Норвегии (в России – 0,70 евро), на дизель – от 0,56 евро в Азербайджане до 1,69 евро в Норвегии (в России – 0,70евро). Так, цены в Европе оказываются заметно выше, чем в России и странах бывшего СССР. Лидер по дороговизне бензина – Норвегия. Однако это можно объяснить тем, что страны Европы преимущественно закупают нефть из-за рубежа. Тем не менее, по прогнозам apecon.ru, в 2014 и 2015 гг. цены на нефть (и соответственно на бензин) будут снижаться. Как отмечает РИА Рейтинг, в 2013 г. в странах Евросоюза бензин подешевел на 2,6%.

Комментарий путешественника
Ульяновец, объездивший многие страны Европы и бывавший в США, оценивает ситуацию с топливом там так:
- В Европе одни из самых высоких цен на бензин в мире: отсутствие своих запасов нефти и высокие налоги на бензин. 92-й бензин в Европе почти нигде уже не встретить, так как он экологически вреден. Стоимость одного литра 95-го бензина составит от 1,3 до 1,6 евро или 65-80 рублей за литр. Именно из-за высоких цен на бензин в Европе столь популярны экономичные небольшие автомобили, активно развиваются сети электромобилей, а цены на такси в разы выше российских. Качество европейского бензина очень хорошее и почти не меняется в разных странах: строго контролируется количество и качество присадок. В международном рейтинге IFQC страны ЕС занимают первые места за исключением Хорватии, Косово.
 
В США и Канаде используются иные метрики как объема, так и определения октанового числа, поэтому вы не встретите привычные литры и обозначения 92, 95, 98. Объем в США измеряется в галлонах, в одном галлоне содержится 3,78541178 литра. Российский 92-й будет соответствовать 87-му (Regular) американскому и обойдется американцу примерно в 90 центов или 32,5 рубля. Российский 95-й будет соответствовать 89-му (Medium) американскому и обойдется примерно в 98 центов или 35,4 рубля за литр. Качество топлива в США хуже, чем в Европе, но лучше, чем в России. В рейтинге IFQC США занимает 50 место из 100. 

Валерия Толкачева

Фото Екатерины Эйрих 

 


Опубликовано: 11.03.2014 в 08:30 
Просмотров: 1929 

comments powered by HyperComments