НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ. «Живое дерево» Морозова: дореволюционная жизнь в миниатюре

Ульяновскому театру кукол в апреле 2014 года исполнилось 70 лет

В музее театра экспонируется уникальное произведение симбирского мастера-кукольника Алексея Морозова «Живое дерево».

Ульяновскому областному театру кукол имени Валентины Леонтьевой, основанному 1 апреля 1944 года,  исполнилось 70 лет. За эти годы здесь было поставлено несколько сотен спектаклей для детей и взрослых, которым рукоплескали зрители России.

В репертуаре театра  более тридцати самых разнообразных спектаклей, и, хотя актёры и режиссёры не чужды эксперимента, основу составляет классическая драматургия – начиная с произведений Александра Пушкина и Сергея Аксакова, заканчивая  трудами Самуила Маршака и Корнея Чуковского.

Для тех, кто приходит в театр, сказка начинается раньше, чем звучит третий звонок и наступает время занять места в зрительном зале.

Пряха, нянька, кузнец и плотник

Ещё в 1991 году при театре был создан музей, в экспозициях которого представлена его  история. Здесь хранятся сценографические эскизы и макеты, афиши спектаклей разных лет. Но самыми привлекательными  экспонатами являются «живые»  куклы. Они  работают и отдыхают, грустят и веселятся. И трудно представить, что им уже более ста лет…

Уникальная коллекция деревянных механических кукол была сделана в начале XX века крестьянином Алексеем Морозовым.  Это был большой квадратный стол размером 1,5 Х 1,5 метра,  на котором размещалось около 10 досок с механическими куклами, выполняющими разные хозяйственные работы.  Под столом был устроен механизм. С помощью заводной ручки все куклы одновременно приводились в движение.

На первой доске стояла крохотная молотилка с приводом, в которой было впряжено четыре лошади. На площадке привода стоял мужчина-гонщик, размахивая кнутом. У соломотряса две куклы-женщины откидывали солому. Рядом стояла веялка, которую вертел кукла-мужчина, рядом женщина насыпала зерно, а девушка отбрасывала отходы. На других досках работали кузнецы с молотками, женщины с мужчинами косили хлеб литовками; были прачки, стирающие белье, девочка, качающая ребенка в люльке, и плотники, сроившие дома, женщины за самопряхой, за примитивным ткацким станком и т.д. Алексей Морозов создал  живое повествование о трудовом дне дореволюционной крестьянской жизни.

История из сундука

Удивительна даже история о том, как эта коллекция появилась в театре. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века главным режиссёром здесь был лауреат Государственной премии СССР Владимир Никитин. А его отец в то время служил в  драматическом театре, где работал водителем сын забытого к тому времени мастера-кукольника. И как-то  в случайном разговоре младший Морозов  поведал о том, что у него, в стареньком домике на  Робеспьера стоят  сундуки с разобранными на детали отцовскими куклами. Никитин-старший тут же позвонил Никитину-младшему, и посмотреть на удивительную находку отправилась целая делегация из театра кукол.

Когда открыли сундуки, удивлению и восхищению просто не было предела. Вся коллекция была в идеальном состоянии! Правда, долго никто не мог решиться на то, чтобы собрать тончайшие механизмы. К счастью, тогда в театре работал старый мастер-кукольник Вячеслав Рыбалко, фронтовик, продолжавший и через четверть века после окончания войны ходить в шинели…  Не сразу,  но методом проб и ошибок, он  смонтировал всю коллекцию.

Владимир Толстой

Фото автора

Читать далее

"Аргументы и Факты в Ульяновске"


Опубликовано: 28.04.2014 в 16:10 
Просмотров: 661 

comments powered by HyperComments