НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ. «Живое дерево» Морозова: дореволюционная жизнь в миниатюре
Ульяновскому театру кукол в апреле 2014 года исполнилось 70 лет
В музее театра экспонируется уникальное произведение симбирского мастера-кукольника Алексея Морозова «Живое дерево».
Ульяновскому областному театру кукол имени Валентины Леонтьевой, основанному 1 апреля 1944 года, исполнилось 70 лет. За эти годы здесь было поставлено несколько сотен спектаклей для детей и взрослых, которым рукоплескали зрители России.
В репертуаре театра более тридцати самых разнообразных спектаклей, и, хотя актёры и режиссёры не чужды эксперимента, основу составляет классическая драматургия – начиная с произведений Александра Пушкина и Сергея Аксакова, заканчивая трудами Самуила Маршака и Корнея Чуковского.
Для тех, кто приходит в театр, сказка начинается раньше, чем звучит третий звонок и наступает время занять места в зрительном зале.
Пряха, нянька, кузнец и плотник
Ещё в 1991 году при театре был создан музей, в экспозициях которого представлена его история. Здесь хранятся сценографические эскизы и макеты, афиши спектаклей разных лет. Но самыми привлекательными экспонатами являются «живые» куклы. Они работают и отдыхают, грустят и веселятся. И трудно представить, что им уже более ста лет…
Уникальная коллекция деревянных механических кукол была сделана в начале XX века крестьянином Алексеем Морозовым. Это был большой квадратный стол размером 1,5 Х 1,5 метра, на котором размещалось около 10 досок с механическими куклами, выполняющими разные хозяйственные работы. Под столом был устроен механизм. С помощью заводной ручки все куклы одновременно приводились в движение.
На первой доске стояла крохотная молотилка с приводом, в которой было впряжено четыре лошади. На площадке привода стоял мужчина-гонщик, размахивая кнутом. У соломотряса две куклы-женщины откидывали солому. Рядом стояла веялка, которую вертел кукла-мужчина, рядом женщина насыпала зерно, а девушка отбрасывала отходы. На других досках работали кузнецы с молотками, женщины с мужчинами косили хлеб литовками; были прачки, стирающие белье, девочка, качающая ребенка в люльке, и плотники, сроившие дома, женщины за самопряхой, за примитивным ткацким станком и т.д. Алексей Морозов создал живое повествование о трудовом дне дореволюционной крестьянской жизни.
История из сундука
Удивительна даже история о том, как эта коллекция появилась в театре. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века главным режиссёром здесь был лауреат Государственной премии СССР Владимир Никитин. А его отец в то время служил в драматическом театре, где работал водителем сын забытого к тому времени мастера-кукольника. И как-то в случайном разговоре младший Морозов поведал о том, что у него, в стареньком домике на Робеспьера стоят сундуки с разобранными на детали отцовскими куклами. Никитин-старший тут же позвонил Никитину-младшему, и посмотреть на удивительную находку отправилась целая делегация из театра кукол.
Когда открыли сундуки, удивлению и восхищению просто не было предела. Вся коллекция была в идеальном состоянии! Правда, долго никто не мог решиться на то, чтобы собрать тончайшие механизмы. К счастью, тогда в театре работал старый мастер-кукольник Вячеслав Рыбалко, фронтовик, продолжавший и через четверть века после окончания войны ходить в шинели… Не сразу, но методом проб и ошибок, он смонтировал всю коллекцию.
Владимир Толстой
Фото автора