Храм, окутанный святостью и легендами

Истории храма в селе Пятино по сей день будоражат воображение.

Церковь Троицы Живоначальной (Троицкий храм), что в селе Пятино Инзенского района, был заложен в 1823 году помещицей Анной Ивановной Анненковой (урожденной Якоби) в память о покойном муже Александре Никаноровиче и во искупление «грехов» их сына - декабриста Ивана Анненкова. Окончание строительства обозначено периодом 1827-1832 годов. Проект храма приписывают известному архитектору Михаилу Коринфскому, который якобы продал его помещице вместо того, чтобы использовать для строительства Троицкого храма на Соборной площади Симбирска.

В церкви находятся три престола: Троицы Живоначальной, Симеона и Анны, Екатерины великомученицы и алтарь, великолепие и богатство которого было сравнимо с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Согласно истории, случившейся в 1918 году, местный священник Иоанн Ягодзинский был расстрелян красноармейцами за то, что спрятал все иконы в золотых и серебряных окладах. Поскольку местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому раньше относилось Пятино, ценной утвари должно было быть немало. Храм и дом священника обыскали, но так ничего и не нашли. Исторический факт пропажи икон оброс слухами, и в село стали приезжать «охотники за сокровищами» со всех областей. Перерыли весь пол в церкви, испортили и сломали множество перекрытий, но безрезультатно (по крайней мере, официально ничего не было найдено).

Кроме истории о пропавших сокровищах примечательна легенда о местном святом – блаженном старце Максимушке - он же Максим Пятинский, в миру - Максим Яковлевич Митрясов. Родился он приблизительно в середине 19 века и с рождения отличался нестандартным поведением. Не имея семьи и ценного имущества, Максим жил в землянке на берегу реки Суры. Местные жители рассказывали, что зимой он ходил босиком и без шапки, клал голову на поленья, а ноги — на подушку. При этом говорил: «Голова — дура, нечего ее любить, а ноги устают». Его считали юродивым и частенько избивали, но он все терпел. Кроме того, Максим Пятинский лечил людей, за что после смерти ему приписывали дары провидения, исцеления телесных и духовных болезней, а также чудотворения. В 2011 году было принято решение канонизировать святого, похороненного у восточной стороны Троицкого храма. С разрешения Симбирской и Мелекесской епархии могила была вскрыта, а останки Максима Пятинского изучили, чтобы восстановить облик мужчины для написания иконы. По сей день многие верят в чудодейственную силу святого и приезжают на могилу просить у него физического и духовного исцеления.

В 1990 году церковь Живоначальной Троицы стала объектом культурного наследия регионального значения и была занесена в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры. С тех пор мало что изменилось в облике разрушающейся церкви. Разграбленный и исписанный нецензурными выражениями еще в период расцвета атеизма, храм ни разу не подвергался реставрации. В связи с этим внутреннее убранство практически полностью уничтожено, а внешний облик далек от некогда внушающего благоговейный трепет. Фрески на стенах местами сохранились, что можно сказать и о внутренней стороне купола. Капители (верхняя часть) колонн тоже не сильно пострадали, что позволяет представить, как выглядел храм изначально.

Нельзя назвать Троицкий храм полностью заброшенным, поскольку могила святого Максима Пятинского ухожена, с левой стороны от входа имеется табличка с названием и датой постройки храма, а внутри стоят свечи. Величественный пятиглавый красавец до сих пор сохранил ощущение силы первозданной грандиозной задумки, привлекая искателей приключений не только своей удивительной красотой, но и историями, с ним связанными.

Александра МОРОЗОВА

Фото автора


Опубликовано: 25.05.2014 в 14:00 
Просмотров: 7900 

comments powered by HyperComments