Ульяновские зрители смогли оказаться во «Сне смешного человека»

Новое видение произведения Достоевского представил театр «ABSURDUS».

Творческие поиски Павла Солдатова - руководителя экспериментального театра «ABSURDUS» - вновь привели к масштабной постановке, на этот раз по мотивам фантастического рассказа Ф. М. Достоевского. - «Сон смешного человека» - один из любимых рассказов моей мамы, - поясняет Павел. - Спектакль был посвящён ей. Плюс Достоевский для меня - вершина человеческого творчества, хотелось попробовать на неё взобраться. Для российской сцены постановка «Сна» довольно популярна. К примеру, в репертуаре Александрийского театра в Петербурге она представлена с 2012 года и до сих пор собирает полные залы. Что же особенного привнес Ульяновский театр абсурда? - Образность приходила путём ассоциаций, которые возникали в ходе перечитывания текста, - рассказывает режиссер. - Некоторые персонажи были приняты из жизни, во всяком случае, их характернейшие черты поведения и действия (инженеры, Капитан Содомник, проститутки). Образ Тёмного существа мне напомнил героя из сюрреалистической поэмы Д. Моррисона «Поклонение ящерицы». Образы смешных людей 1, 2 - это отголоски шизофренической кинотрилогии «99 франков», «Бойцовский клуб», «Шоссе в никуда». Не думаю, что наш спектакль является абсолютно новым прочтением Достоевского. Был тот же «Даун Хаус» - вот где новизна. Были «Братья Карамазовы», «Вечный муж в Москве». Много спектаклей, которые синтезируют прошлое с будущим или актуализируют проблемы дня насущного через Федора Михайловича. Для меня во всяком случае это единственное видение данного рассказа. И в нём, скорее всего, показана не картина дня наступившего, а что-то архетипическое, вечное. Неслучайно главный герой ставит так много вечных вопросов в духе «быть или не быть». Стороннему наблюдателю довольно сложно воспринимать интерпретацию, но, что важно, наблюдать за происходящим интересно, поскольку динамика сцен не позволяет зрителям снизить внимание. Еще одной особенностью постановки является актерская игра: на сцене не было ни одного профессионала, что тем не менее не помешало передать эмоциональное напряжение героев и самого рассказа в полной мере. На вопрос о сложностях работы с разновозрастной командой Павел Солдатов ответил, «приоткрыв завесу тайны»: - Репетировать было сложно массовые сцены, поскольку изначально не было метода, но в процессе работы он был найден, - рассказывает Павел. - Сложные сцены были зарисованы. Когда текст становится гипернаглядным, проблемы исчезают. Многих актёров я уже знал, многие уже проходили драматургические испытания, а новеньких проверял на прочность путём забрасывания их в непредсказуемые обстоятельства. Тяжело было показать смерть и путешествие Смешного человека на другую планету. Первоначально хотел спустить Артёма с четырёхметровой высоты на тросе, но оказалось, что веревку не за что крепить. Вторую половину спектакля, где показано развращение идиллического социума, было трудно изобразить с должной динамикой, потому что актёры не успевали переодеваться в соответствующие костюмы. Самое трудное - это работать с большой и разновозрастной командой, у которой помимо театра есть личная, общественная и трудовая жизнь. Тем не менее каждый из актёров смог выделить необходимое время, чтобы спектакль получился. Александра МОРОЗОВА Фото автора и Игоря Краюшкина


Опубликовано: 30.12.2013 в 18:30 
Просмотров: 686 

comments powered by HyperComments