Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Ищем работу на ярмарках вакансий

На территории центров занятости населения практически еженедельно проходят подобные ярмарки, но есть ли от них толк, попытался выяснить наш корреспондент.

Мы периодически освещаем подобные мероприятия и пишем о том, что в центрах занятости можно найти работу.  Проходят такие ярмарки практически еженедельно, а вот на самом ли деле можно подыскать там хорошую работу? Нам  стало интересно, и наш корреспондент посетил ярмарку в Центре занятости населения Ленинского района.

Ярмарка начинается в десять, в предвкушении ажиотажа и толпы корреспондент  зашел  в здание. Но там поджидал сюрприз: не было вообще никого! Ни одного человека, желающего найти работу, да и работодателей на горизонте видно не было.

После похода по кабинетам представителя прессы направили к руководителю – заместителю директора, начальнику Ленинского районного отдела ЦЗН Владиславу Рыжкову. Он и рассказал, как проходят ярмарки вакансий и как они помогают в трудоустройстве.

- Ярмарки проходят довольно часто, количество заявленных вакансий очень большое, много народа находит подходящую работу у вас?

- Само собой, все зависит от активности самих работодателей, от того, насколько они хотят найти работников.

- По официальным данным, представленным ЦЗН, в  городе чуть больше трех тысяч безработных, а уровень безработицы составляет 0,46 процента. Такого же просто не может быть, на самом деле безработных, скорее всего, значительно больше. Есть ли какие–то данные по неофициальной безработице?

- У нас только государственные статистические данные, есть еще данные, исчисляемые международной организацией труда, которая делает опрос населения. Но они тоже от лукавого идут. Перегибы у них идут в большую сторону, потому что они учитывают все трудоспособное население от 15 до 72 лет, а у нас безработными считаются от 16 лет и до пенсионного возраста. То есть получается, что у них данные существенно выше, ведь они учитывают пенсионеров старше 65 лет и студентов, которые, может, и хотят работать, но график учебы просто не позволяет этого сделать. Тяжело в таком вопросе найти истину. Кто-то говорит о скрытой безработице, а кто-то о скрытой занятости, когда работают без оформления и договоров. Вот они-то и числятся безработными, чтобы получить от нас какие–то льготы.  Говоря о трудоустройстве, сами работодатели жалуются, что люди, которых мы  к ним присылаем, просто не хотят работать. Может быть, их не устраивает заработная плата или что-то еще, здесь есть свои нюансы. К сожалению, мы не можем дать ищущим работу заранее информацию о том, кто из работодателей будет участвовать в ярмарке. Вот видите, вчера пять работодателей заявили о желании принять участие, а потом отказались. Тем более, если предприятия крупные, то они имеют в штате несколько человек, которые занимаются подбором персонала, а если компания маленькая – они себе не могут позволить отправлять единственного кадровика на ярмарку.

- Работодатели сами изъявляют желание принять участие, а вот специалисты центра занятости не обзванивают организации, не приглашают их поучаствовать? Есть какие-то специальные списки компаний?

- Конечно, мы обзваниваем. Смотрим, какие компании предлагают наибольшее количество вакансий,  приглашаем их. Но тут нужно учитывать, чтобы работодатель остался доволен работником.

- Какие вакансии вообще существуют – офисные, на заводах? Наверное, народ неохотно идет работать на тяжелые работы и промышленные предприятия? Многие же хотят сидеть в офисе и получать хорошую заработную плату.

- У нас есть и то, и другое. Но факторов при устройстве на работу очень много. Во-первых, это зарплата. Многих просто не устраивает ее уровень.  В большинстве своем те, кто ищет работу – это люди с высшим образованием, они просто не пойдут туда, где нужен тяжелый труд. Сейчас много вакансий у заводов, предприятий. Вроде и зарплата хорошая, но не хотят люди идти на подобную работу.

- Вот вы говорили о том, что существует такая ситуация, когда человек где-то подрабатывает и одновременно получает пособие по безработице. Много таких случаев вы выявили, и вообще бывает такое?

- Как таковых у нас нет мер по контролю и выявлению таких случаев. Существует всего два способа проверки – это назначение гражданам перерегистрации в разное время. То есть, если он работает где-то, ему не всегда будет удобно явиться в назначенное время. А если он не является, то он может  не получить пособие. Это касается тех, кто работает неофициально. Если же все-таки человек устроен официально, то выявить такой случай можно по отчислениям в пенсионный фонд. В любом случае, за это человек привлекается к ответственности.

- Какова процедура постановки на биржу труда?

- Законодательство в этой сфере постоянно меняется. Последние изменения, касающиеся признания граждан безработными, были приняты в 2012 году. Там и прописано, какие документы нужно собрать,  гражданин их собирает, и мы ставим его на учет. А уже потом  мы начинаем ему помогать искать работу, но безработный должен и сам помочь себе в поиске. На протяжении долгого времени существует такое мнение, что служба занятости должна трудоустраивать граждан. На самом деле мы просто им помогаем, содействуем в поиске работы. Человек должен сам себя настроить, сам помочь себе, уметь преподнести себя.

- Какой размер пособия в настоящее время?

- Размер пособия определяется Постановлением Правительства Российской Федерации,  и с этим мы ничего не можем поделать. Максимальное – 4900 рублей, минимальное – 850 рублей.

- А как оно высчитывается? От чего зависит сумма, которую будет получать безработный?

- Минимальное пособие назначается тем, у кого стаж работы  за последний год  менее 26 недель, это чуть больше полугода. Если стаж есть, то сумма выплаты будет считаться в процентном отношении к заработной плате, но не больше максимальной суммы выплаты – 4900 рублей.

- Студенты сразу после окончания вузов или во время учебы приходят к вам? Встают на биржу или ищут работу с помощью Центра?

- Очень мало. Ведь, само собой, молодым людям не интересен минимальный размер пособия. Все вакансии размещены на нашем сайте, то есть можно посмотреть – они находятся в свободном доступе. Поэтому они могут к нам и не приходить.

- Какие вакансии предлагают работодатели? С хорошей зарплатой или все предлагают только минимальную оплату труда?

- Разные вакансии есть. Понимаете, работодатели сами опасаются, когда указывают размер оплаты. В большинстве случаев получается, что они указывают окладную часть. А постепенно ведь оплата растет, но и на это нужно время – в некоторых компаниях поднимать заработную плату начинают только после года работы. Если все обобщить, то сейчас у нас кадровый голод, работников не хватает.

- Какие–то результаты есть? На ярмарках и с помощью Центра занятости люди находят работу? Есть данные за 2014 год?

-  Если говорить о нашем отделении, то с начала года к нам обратилось 722 человека, а нашли работу 482 человека. Это общее количество. Если брать не занятых граждан, тех, кто не подрабатывает, то к нам обратились 443 человека, были трудоустроены 275 человек.

- Какое количество вакансий в настоящий момент размещено в Центре?

- По Ленинскому району – 2733 вакансии, а всего по городу – 11496 вакансий в базе.

- Такое большое количество вакансий, а по официальным данным, так мало безработных. Неужели из такого большого количества вакансий, люди не могут подобрать подходящий вариант?

- В основном  требуются страховые агенты, агенты негосударственных пенсионных фондов, торговые агенты. Требуется большое количество врачей узкой специализации. Получается, что спрос и предложение не совпадают.  У нас более 60 процентов – это  люди с высшим образованием, которые не пойдут работать уборщиками, дворниками или мойщиками посуды. Это все просто отпадает, а это львиная доля вакансий. Да  и вакансии столяров, плотников, наладчиков также отметаются, эта работа не для них.  Поэтому и получается, что работодатели не могут найти сотрудников.

Кроме Владислава Рыжкова, удалось пообщаться и с инспектором Центра занятости населения. Марина Верхова рассказала, что на базе Центра проходит переобучение безработных граждан. Здесь можно пройти курсы бухгалтерского учета, промышленного альпинизма, маникюра. За этот год получили дополнительные профессии 51 безработный, прошли курсы переподготовки 8 пенсионеров и 17 женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком.

К сожалению, во время визита в ЦЗН пообщаться ни с работодателями, ни с ищущими работу гражданами, не получилось. Работодатели оставили на стойке пару объявлений и благополучно скрылись в неизвестном направлении. А вот потенциальных работников наш корреспондент так и не увидел.

Представители одной организации решили поделиться своим опытом работы с центрами занятости населения.  Как оказалось, все организации, в которых существуют открытые вакансии, практически обязаны сотрудничать с  центрами занятости. В противном случае при мониторинге сотрудниками биржи труда могут быть найдены открытые вакансии, и если работодатель не предоставил их, на него может быть наложен штраф, и он будет привлечен к ответственности. То есть в принципе у организаций города нет выбора – и сотрудничать им приходится. Один раз в две недели в компании формируется список с потребностями в специалистах и отправляется на биржу. Там все вакансии заносятся в базу и выкладываются на сайте.  Те, кто приходит на открытые должности по направлениям от Центра занятости, почти с порога говорят, что не хотят работать и просят поставить печать и подпись, что они на вакансию не подходят. У всех свои причины. Скорее всего, хотя бы одна у всех сходится – никто не против получать дополнительно 5 тысяч рублей практически ни с чего, просто числясь на бирже труда. Подведя итог, представитель потенциального работодателя заметил, что поток людей очень большой, сотрудничество с центрами занятости просто неэффективное, толпы только отвлекают от основной деятельности. Да и сами центры часто присылают «не специалистов». И верно, ведь дворник бухгалтера не заменит.

Можно сказать, что официально в городе нет безработицы. Вот только, по данным Улстата, численность безработных  почти в 10 раз превышает официальные данные и составляет 29 тысяч 835 человек, то есть 4,6 процента. Само собой, не факт что эти данные являются верными, но это уже больше похоже на правду.

На самом деле, каждый хорош – одни предоставляют не специалистов и вакансии, на которые никто не хочет идти, а другие – просто не хотят работать. Какой–то замкнутый круг получается.

Фото автора

 

Нет комментариев
Обсудить