Особые экономические зоны — есть право на жизнь?

В каком положении находится Ульяновская ПОЭЗ, и не грозит ли ей закрытие?

Буквально неделю назад Министерство экономического развития Российской Федерации выступило с предложением закрыть две особые экономические зоны, а точнее — досрочно прекратить их существование. Согласно действующему закону об особых экономических зонах, закрыть их можно в случае, когда на протяжении трех лет с даты создания не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ.

Министерством было предложено прекратить работу ОЭЗ на территории Мурманской области и острова Русского, что находится в Приморском крае. Проект соответствующего постановления «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны портового типа на территории Мурманской области» уже опубликован на едином портале размещения правовой информации. В документе сообщается, что на разработку концепции и документации уже ушло порядка 56 миллионов рублей. Несмотря на финансовые вложения, инвесторы проектом так и не заинтересовались — ни одного резидента в этой портовой особой экономической зоне так и не появилось. В Мурманской области подобный объект создавался с одной единственной целью — стабилизировать социально-экономическое положение региона и дать толчок к его экономическому развитию, но ожидаемого результата ее создание не принесло. Другой целью была необходимость освоения минеральных и водных биологических ресурсов арктического шельфа.

Особая экономическая зона на острове Русском была создана четыре года назад, в 2010 году, с целью привлечь как можно большее количество инвестиций и развить туристское направление.

Многие знают, что в Ульяновске есть портовая экономическая зона, которая создана на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Напомним, что в 2006 году была создана управляющая компания «ОЭЗ». Всего к настоящему моменту на территории Российской Федерации находится 25 особых экономических зон, которые имеют различные специализации: промышленное производство, технологические инновации, туристское направление, портово-логистическая и транспортная деятельность. Всего в них привлечено 379 инвесторов из 28 стран мира.

В июне 2008 года Ульяновская область победила в конкурсе на право создания на своей территории портовой особой экономической зоны. И в 2009 году было подписано соглашение о создании портовой особой экономической области в Ульяновске. Резиденты ПОЭЗ получили довольно приятные условия — это готовая инфраструктура, пониженные ставки на аренду земельных участков. Также их освобождают от выплаты таможенных пошлин и НДС на товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны из-за границы. Плюс ко всему в течение десяти лет резиденты пользуются пониженной ставкой налога на прибыль — всего два процента вместо 20, и не платят транспортный и земельный налоги, а в течение 15 лет они не платят налог на имущество. Но и стать резидентом не так-то и просто. Для начала нужно подготовить проект по форме Министерства экономического развития Российской Федерации и потом представить его на наблюдательном совете. После одобрения проектной документации, нужно зарегистрировать в Чердаклинском районе юридическое лицо, которое и станет в дальнейшем резидентом особой экономической зоны. После этого следует подать заявку в Министерство экономического развития Российской Федерации и защитить проект на экспертном совете ПОЭЗ, и последним этапом становится заключение соглашения.

На территории Ульяновской портовой экономической зоны развиваются три основных направления: это производство авиационной техники, техническое обслуживание, ремонт и модернизация авиационной техники, а также логистика, складская деятельность и оптовая торговля.

За все время существования портовой экономической зоны, она двигается вперед и не стоит на месте — сюда постепенно стекаются резиденты и здесь развивается производства. В июле этого года Ульяновскую ОЭЗ посетил министр экономического развития Российской Федерации Евгений Елин, который оценил уровень развития ПОЭЗ.

Но на самом деле все не так уж и радостно. На днях состоялось совещание по вопросам функционирования и развития особых экономических зон в Приволжском федеральном округе, на котором были рассмотрены основные перспективы ОЭЗ Самарской области, республики Татарстан и города Ульяновска.

- Мировая практика показывает, что экономические зоны способны быть инструментом, стимулирующим экономическое развитие. На сегодняшний день в Российской Федерации создано 25 особых экономических зон. Режим функционирования ОЭЗ очень привлекателен для инвесторов, но стоит отметить, что не все ОЭЗ развиваются одинаково, - подчеркнул помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Олег Машковцев.

В настоящий момент на территории ПФО функционируют четыре особых экономических зоны — одна в Самарской области, две в республике Татарстан и одна в Ульяновске. Самой развивающейся из них является ОЭЗ «Алабуга» в республике Татарстан. Она была открыта в ноябре 2007 года, и в настоящий момент на ее территории расположили свои производства 17 резидентов, которые выпускают различную продукцию — в области авиастроения, машиностроения, пищевой промышленности. Здесь создано более четырех тысяч рабочих мест. С декабря 2012 года на территории этой республики реализуется еще одна ОЭЗ — это город IT- индустрии, в который поступит более 30 миллиардов рублей инвестиций. Промышленная зона в городе Тольятти, по словам Олега Машковцева, также не вызывает беспокойства. К настоящему времени 17 компаний стали ее резидентами, а объем заявленных инвестиций составляет 15 миллиардов рублей.

А вот с Ульяновской ПОЭЗ все оказалось намного сложнее, и ситуация здесь не такая красочная — за все время ее существования на территорию было привлечено только шесть резидентов, которые не в полном объеме осуществляют свою деятельность.

Ульяновская особая экономическая зона портового типа — это несомненно уникальный и одновременно сложный проект. Кстати говоря, это единственная в стране особая экономическая зона, связанная с аэропортовой деятельностью, являющаяся частью авиационного кластера. За четыре года ее существования резидентами зоны стали всего шесть компаний. Строительство инфраструктуры идет крайне медленно, несмотря на принятое в 2013 году решение Правительства Российской Федерации об увеличении финансирования портовой особой экономической зоны из федерального бюджета почти до семи миллиардов рублей, а из бюджета Ульяновской области - почти до четырех миллиардов рублей. С учетом значимости данного проекта не только для региона, но и для Российской Федерации, организация работы особой экономической зоны, естественно, находится на особом контроле уполномоченного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича, - сообщил Олег Машковец.

В совершенно другом ключе прозвучали слова Дениса Барышникова, руководителя Ульяновского филиала ОАО «Особые экономические зоны». Он рассказал о перспективах развития портовой зоны и о возможных резидентах, которые планируют разместить на территории логистического комплекса свои производства. Ко всему прочему, здесь планируется создание таможенного поста.

В настоящий момент зона — это большая площадь территории, она должна быть подконтрольна, то есть огорожена. Конечно, 630 гектаров, к примеру, очень тяжело за короткий срок огородить. Естественно, мы сейчас рассматриваем вопрос при обращении резидентов, огородить непосредственно их территорию и контролировать уже ввоз оборудования. На сегодняшний момент мы можем контролировать уже при помощи удаленного доступа системы видеонаблюдения. Когда будет готово? Сейчас мы предлагаем поставить таможенный пост временного типа, потому что один из резидентов уже обратился к нам и получил разрешение на ввоз товаров уже для себя. По срокам — в начале 2015 года территория будет огорожена, как заявил руководитель ПОЭЗ, и тогда начнем строительство, - сообщил начальник Приволжского таможенного управления Сергей Рыбкин.

В приниципе мы реализуем тот же самый супермаркет, только для авиакомпаний в одной точке, чтобы они смогли сэкономить деньги и время и получить все сервисы в одном месте. Это очень эффективно. Санкции на всех нас отразятся, просто мы находим в них не только ограничения, но и новые возможности, они на самом деле есть, - прокомментировал Денис Барышников.

По его словам, ПОЭЗ вполне может сотрудничать с другими восточными странами - участницами БРИКС — Китаем, Индией. Но в первую очередь активное сотрудничество идет с Китаем — уже сейчас есть совместные наработки.

Мы начинаем развивать второе направление особой экономической зоны, ее изначальное направление — логистика и сборочное производство. Соответственно, это второй вектор, по которому будут размещаться простые сборочные производства из стран юго-восточной Азии — сборка, упаковка и дистрибьюция. Направление авиастроения и авиационных сервисов у нас отдельно развивается, а вот на второй площадке, которую мы сейчас оформляем, будет развиваться производство широкого спектра. Поэтому не удивляйтесь, если к нам начнут приходить предприятия совершенно другого профиля. С аваицией все понятно — мы понимаем, какие бизнесы к нам придут через 2 года, через 3 года или через 5 лет.

На этом развитие ПОЭЗ не останавливается, уже есть наработки по резидентам, которые в ближайшее время войдут на территорию зоны и начнут строительство производственных комплексов. К примеру, в 2015 году в ОЭЗ появится резидент, который специализируется на техническом обслуживании.

Добиться правды так и не удалось, кто-то говорит о медленных темпах развития ПОЭЗ, а кто-то о шикарных перспективах развития. Как на самом деле все произойдет — покажет только время. А пока — никто ульяновскую ПОЭЗ закрывать не собирается — она уникальна в своем роде, в России таких больше нет.

Фото и видео автора 


Опубликовано: 29.08.2014 в 18:00 
Просмотров: 1580 

comments powered by HyperComments