Телеком-эволюция, или Как технологии изменят нашу жизнь в ближайшее десятилетие

«Телеком-рыбалка» - встреча клуба журналистов и блогеров «Рыбное место», освещающих темы телекома и IT - состоялась уже в седьмой раз, на этот раз в Нижнем Новгороде.

Темой съезда стала «Телеком-эволюция», так что говорили о будущем. Технологии развиваются столь серьезными темпами, что технические революции мы наблюдаем каждый год. Хотя революциями они кажутся лишь на первый взгляд. Как подчеркивали эксперты «Рыбного места», индустрия развивается эволюционным путем: от доступа к интернету «с помощью вещей» (модемов или сетевых карт) мы переходим к «интернету вещей» - времени, когда Сеть опутает буквально каждый квадратный метр вокруг нас. И каждого из нас.

Куда движется телеком?

Деловую программу «Рыбного места» открыл телеком-оператор «Дом.ru» - организатор клуба. Компанию представлял руководитель службы разработки продуктов Сергей Пухарев. Выступление получилось емким. Речь шла о перспективах, а точнее – о драйверах рынка. Если в последние годы рынок телекоммуникаций развивался в основном за счет широкополосного интернета, постоянного повышения скоростей и, соответственно, сетевых возможностей, то сейчас на первый план выходит телевидение. Причем телевидение цифровое. То самое, что воедино слилось с интернетом. Современное цифровое ТВ – это не только HD-картинка, но и широкий набор самых разнообразных функций и сервисов. Посмотреть программу уже после телеэфира, запустить просмотр на экране своего  гаджета, воспользоваться «видеотекой по подписке», пообщаться в социальных сетях прямо с экрана телевизора – все это телевидение XXI века, которое доступно благодаря широким возможностям «черных коробочек» (ТВ-приставок, принимающих цифровой сигнал и отправляющих картинку на экран).  

Многие западные операторы - американский Comcast или британский Virgin Media - делают акцент на продвижение цифрового ТВ. Телевидение с возможностью просмотра программ в любое удобное время, а также онлайн-видео – локомотив, что позволят телеком-рынку эволюционировать. Еще один важный тренд – мультиэкранность, открывающий доступ к телеконтенту с экранов мобильных устройств.

К домашней Wi-Fi сети у многих пользователей подключено несколько устройств: смартфоны, планшеты, ноутбуки. В конференц-зале «Рыбного места» нашелся участник, который с помощью беспроводной сети объединил 24 гаджета. И это не предел! В этом году проникновение смартфонов впервые превысило проникновение обычных мобильных телефонов, а проникновение планшетов приближается к 50%. Благодаря мультиэкранности телевизор (с экрана смартфона или планшета) можно смотреть везде – дома, в кафе или командировке. 

Телевизионный расцвет невозможен без стабильного и высокоскоростного соединения с Сетью.  Соответственно, эксперты ждут двукратного увеличения числа Wi-Fi точек уже к 2018 году. Так что всепроникающим будет не только интернет, но и телевидение. А значит, среди операторов начнется новый виток борьбы за абонентов. Победит тот, кто сможет предложить наиболее скоростное и надежное соединение, прогрессивные сервисы и максимальный комфорт пользования телеком-услугами.

HD для телеаудитории

Большой интерес вызвало и выступление директора по рекламным продажам и исследованиям Viasat Россия Дмитрия Колесова. Тема его презентации - исследование того, что будет происходить с телевизионной аудиторией и как изменятся ее вкусы.

Первое и самое главное: количество телевизоров, продаваемых в мире, и не думает снижаться. Наоборот оно лишь растет: 240 млн – в 2013 году, 241 млн – в 2014, 244 млн – в 2015 году. Среднее мировое время просмотра ТВ – 3 часа 14 минут в день. За последние 20 лет этот показатель в странах Европы вырос на 43 минуты. Так что слухи о смерти телевидения и замене его интернет-вещанием сильно преувеличены. Обе технологии развиваются параллельно и прекрасно дополняют друг друга.

Зрители выбирают телевидение в формате HD. В России вещают 407 каналов, из них 87 – в формате высокой четкости. И, к слову, максимум HD на российском рынке – у «Дом.ru», с октября в сетке оператора уже 56 HD-каналов. Сейчас в России более 7 млн абонентов имеют возможность принимать HD-сигнал. Проникновение HD-телевидения – пока всего 13%, хотя уже в ближайшие три года оно увеличится почти до 40%. Как подчеркнул эксперт, большинство абонентов даже не подозревают, что их телевизоры могут показывать картинку более высокого качества. Но информирование и продвижение, безусловно, сделают свое дело. И операторы связи, и телеканалы активно рекламируют HD, так что рано или поздно именно его будет смотреть большая часть населения. Как показывают исследования, ТОП-5 самых интересных тематик для телезрителей - фильмы, сериалы, спортивные трансляции, реалити-шоу и новости. Все эти программы идеальны для просмотра в HD.

«Телеком-2024»

В завершение деловой программы выступил известный телеком-аналитик Константин Анкилов, управляющий партнер ТМТ Консалтинг. Речь шла о том, что совсем скоро (в некоторых моментах – уже сейчас) нас ждет эпоха «интернета вещей». Каждый телевизор, холодильник или даже чайник станут частью одной большой и по-настоящему глобальной Сети. Устройств в сети будет в 40 раз больше, чем людей. Мир ждут технологические прорывы. Например, 3D-печать, в том числе человеческих органов. Или дальнейшая миниатюризация устройств, каждое из которых к тому же станет «умным».  Мобильные телефоны из средств связи превратятся в паспорт с кошельком. А еще начнут отслеживать движения глаз и считывать сигналы, идущие из мозга. Правда, пока непонятно, к чему это приведет через 10 лет. Эксперт представил три возможных варианта развития событий: «дивный новый мир» в стиле Олдоса Хаксли, мир, управляемый роботами и машинами как у Айзека Азимова, или тотальный контроль над обществом а-ля «1984» Джорджа Оруэлла. Шутки шутками, но уже сейчас ясно главное. Развитие телеком-отрасли продолжится вокруг интернета и ТВ, а телеком-операторы – именно те компании, которые «двинут» новые технологии в массы.

Пятьдесят участников «Рыбного места» из 20 городов России два дня погружались в жаркие дискуссии о будущем телекома, обсуждали прогнозы экспертов и выносили собственные оценки. От того, как будут развиваться высокие технологии, по каким векторам и законам, зависит наше с вами будущее. Ведь почти все достижения телеком-науки очень быстро находят применение в повседневной жизни, входят в каждый дом и становятся частью быта. А значит, темы, которые обсуждались на «Рыбном месте», касаются каждого.

Кирилл ШУБИН

Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

*На правах рекламы


Опубликовано: 19.11.2014 в 10:35 
Просмотров: 827 

comments powered by HyperComments