Эх, дороги…

Весна, пришедшая, как всегда, неожиданно, вернула в фокус общественного внимания ситуацию на дорогах: ежедневные сводки новостей запестрели с приходом тепла множеством сообщений об автокатастрофах. Одной из самых обсуждаемых стала старая избитая тема: как же нам все-таки навести порядок на дорогах и приучить водителей соблюдать Правила дорожного движения. В связи с этим мы попросили депутата Государственной думы Вадима Харлова ответить на ряд наших вопросов.

- Вадим Борисович! Вы, страстный автолюбитель, известны еще и серьезным отношением к проблемам обеспечения безопасности на дорогах, неоднократно выступали с различного рода инициативами и предложениями. Насколько серьезна сегодня ситуация на дорогах, меняется она к лучшему или нет?

- Если ориентироваться на статистику, то ситуация внушает осторожный оптимизм. Благодаря более широкому использованию систем видеоконтроля увеличивается количество зарегистрированных нарушений, растет число оштрафованных, а количество нарушений сокращается, правда, в существенно меньшей пропорции. Это результат инерции. Специалисты полагают, что со временем количество перерастет в качество (регулярные нарушения станут больнее бить по кошельку), и число нарушений начнет уменьшаться более заметными темпами. Однако при нынешнем состоянии городских дорог и неспособности властей Ульяновска поддерживать их в нормальном состоянии говорить об устойчивости тенденции к снижению аварийности в нашем городе пока преждевременно.

- Но чем объяснить, что, несмотря на существенное ужесточение ответственности за вождение в пьяном состоянии, отмечается ежегодный рост числа ДТП с участием нетрезвых водителей: на 4,8% — в 2012 году, на 5,7% — в 2013 году и на 21,6% по итогам 2014 года?

- Здесь я во многом согласен с мнением главы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, что отмена нулевого промилле привела к пьянству за рулем и увеличению числа ДТП со смертельным исходом. Не всё из того, что хорошо работает на Западе, можно безоговорочно применять в российских условиях. Слишком разный у нас менталитет. Это первое. Ну, а во-вторых, замена автоинспекторов средствами видеонаблюдения привела к формированию обманчивого мнения о том, что можно садиться за руль пьяным, поскольку шанс быть остановленным предельно мал. Удивительно, но факт: по словам инспекторов, задержанные за пьяную езду зачастую винят себя не в том, что сели за руль пьяными, а что умудрились попасться.

Полагаю, ситуация скоро изменится: с 1 января 2015 года вступила в силу норма закона, предусматривающая при повторном задержании за пьяное вождение или повторный отказ от прохождения медицинского освидетельствования уже не административную, а уголовную ответственность.

- Недавно прошла информация о том, что в Госдуму будет внесен законопроект о запрете курения за рулем, поскольку оно отвлекает внимание от дороги. Как вы относитесь к этой инициативе?

- Эта инициатива из того же ряда, что и запрет на использование мобильных телефонов во время управления автомобилем. Намерение, казалось бы, благое, но абсолютно не работающее. Прежде чем принимать этот запрет, следовало бы выяснить, как можно реализовать эту норму. И еще: мне не известны исследования о том, как, собственно, курение за рулем влияет на аварийность на дорогах, и которые бы однозначно свидетельствовали о необходимости введения такой меры.

- В последнее время серьезную озабоченность вызывает рост аварийности общественного транспорта. Только за первые два месяца этого года на территории Ульяновской области количество происшествий по вине водителей пассажирского транспорта увеличилось на 33,3%. Проводимые сотрудниками автоинспекции профилактические рейды заметного результата пока не дают. Может быть, Госдуме следует ужесточить наказание для водителей общественного транспорта?

- Мировой опыт свидетельствует, что одним только ужесточением наказания ситуацию не исправить. Следует понимать, что далеко не всегда нарушения водителем правил вождения носят преднамеренный характер. Водитель все-таки не самоубийца. Однако в российских реалиях - а это и сложные климатические условия, и низкое качество дорог, и неразвитость дорожной инфраструктуры при высокой интенсивности дорожного движения - мало уметь просто управлять автомобилем. Водителям необходимо прививать такие навыки вождения, которые позволяли бы им чувствовать себя уверенно в любой дорожной обстановке. Выступая недавно на Конгрессе по безопасности движения, я привлек внимание его участников к зарубежному опыту контраварийной подготовки.

С целью снижения количества ДТП и тяжести их последствий в европейских странах успешно функционируют центры безопасности, в которых на специализированных трассах моделируются экстремальные дорожные условия, чтобы выработать у водителей навыки предотвращения аварийных ситуаций. Хочу подчеркнуть, что речь идет не об экстремальном вождении, а именно о контраварийной подготовке. О том, насколько действенна такая подготовка, говорит устойчивая динамика снижения количества ДТП в этих странах. Более того, согласно немецкому законодательству водителю невозможно получить право на перевозку пассажиров и лицензию на управление такси, если он не пройдет обучение в одном из таких центров. Считаю, подобную систему нужно создавать и нам, и прежде всего, для водителей пассажирского автотранспорта, таксистов, дальнобойщиков. Это поможет улучшить ситуацию на наших дорогах.

Антон Смирнов


Опубликовано: 16.04.2015 в 13:45 
Просмотров: 1259 

comments powered by HyperComments