Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Анонимности ульяновского Интернета наступит конец?

Всем известно, что абсолютная свобода всегда является спутником полнейшей вседозволенности. Свободу потому всегда и везде ставили в рамки, очерчивая ее границы. Дошли наконец-то руки у власти и до нашего отечественного Интернета, который до последнего времени в своей стихийной массе личных дневников, комментариев и иных средствах выражения частных взглядов был свободен, как никакие другие СМИ. Скрываясь за маской блогера с забавным ником, человек может писать все что угодно о ком угодно, не боясь попасть под ответственность, не боясь быть развиртуализированным. 

Теперь, похоже, все: времена прошли. Прямо перед майскими праздниками, 29 апреля, Совет Федерации одобрил законопроект о внесении поправок в Федеральный закон об информации и информационных технологиях, буквально на днях его подпишет президент, и в российском сегменте Интернета наступит новый порядок.

Если упрощенно пересказать суть законодательных нововведений, то она заключается в следующем: теперь любой владелец сайта, блога, персональной страницы должен указать свое настоящее имя, а также адреса и контакты для возможности направления официальных предупреждений и требований Роскомнадзора. Еще меньше повезло тем, чьи сайты и блоги будут посещать более 3 000 человек в сутки. Роскомнадзор сам отследит такие ресурсы и включит их в специальный реестр, в котором зафиксирует все персональные данные владельцев данных средств информации. И пусть владельцы сайтов или хостинг-провайдеры только попробуют в течение 3 дней не выслать государственному органу свои личные данные: ФИО и проч. - кара будет жестокой.

Следует отметить, что государство давно планомерно и целенаправленно шло к подобному виду контроля и ограничения свободы во всемирной паутине. Еще в 2010 году всех владельцев сайтов, зарегистрированных как сетевые СМИ, обязали следить за содержанием комментариев, которые пользователи оставляли на их ресурсах, и незамедлительно удалять те, которые не соответствовали норме закона (разжигание розни, угрозы, мат и т.п. и т.д.). Теперь же подобную самоцензуру закон фактически навязывает и всем частным пользователям сети, имеющим привычку делиться своим мнением и информацией с широким кругом читателей.

Как же данные законодательные ограничения скажутся на ульяновском Интернете? Попробуем разобраться.

Ульяновские блогеры

Давайте признаемся честно: если закон и задевает интересы людей, ведущих свои блоги в нашем городе, то уж точно не тех, кто постит в них кулинарные рецепты, фото котиков и пейзажей красот родного края. Они, скорее всего, никаких ограничений своей свободы и не почувствуют. Закон затронет ту часть региональной блогосферы, которую можно отнести к общественно-политической.

Бурный всплеск так называемого «политического» блогерства в Ульяновске выпал на 2009-2012 годы, именно тогда здесь кипели по-настоящему бурные страсти. Все главные политические темы, инсайды, информационные вбросы вершились именно тут, это была главная неформальная политическая площадка для людей, которых не устраивала картина мира, даваемая официальными региональными СМИ. На этой ниве появлялись свои герои и героини, их посты не просто становились объектом множества комментариев в сети, но и выходили в оффлайн пространство, просачиваясь в кабинеты власти, позицию официальных чиновников и пр. Активно расцветал «черный PR», когда уважаемые в регионе политики, депутаты, чиновники становились объектом персональных атак со стороны анонимных блогеров, изводящих своих жертв до нервного истощения. Всем, кто это помнит, напоминать лишний раз не надо.

К настоящему времени ульяновская блогосфера «остыла» и вошла в спокойное русло. Исчезла и пресловутая анонимность. Если вспомнить недавние рейтинги наших основных топовых блогеров, то среди них уже не было анонимов, все имена и фамилии чиновников, экологов, правозащитников, политических обозревателей были хорошо известны и никем из них не скрывались. Местная политическая элита переболела страхами «троллинга и анонимных наездов» и относилась к ним спокойно, без былой истерики и внимания.

По указанной выше причине особо беспокоиться за наших известных блогеров вряд ли стоит, закон не заставит их наступать на горло собственной песне. А вот остаточные попытки использовать формат личных дневников как политический и коммерческий шантаж и вымогательство должны уж точно стать редкостью или уйти в прошлое.

Интересен еще один тонкий аспект вопроса. Как известно, многие блогеры, в том числе ульяновские, активно размещали «проплаченные» посты рекламного характера (будь то фоторепортаж с завода, описание какого-нибудь корпоративного мероприятия и т.п.). До настоящего времени налоговая служба не могла добраться до таких людей и попросить их заплатить налог с такого вида неформальной предпринимательской деятельности… теперь же все может поменяться. Та же налоговая или антимонопольная служба всегда может обратиться к Роскомнадзор и указать на нарушение рекламного или налогового законодательства тем или иным популярным лицом, извлекающим из ведения своего блога коммерческую выгоду.  В итоге лавочка может прикрыться.

Ульяновские сайты

Сразу оговоримся, закон регулирует сайты, не относящиеся к сетевым зарегистрированным СМИ (последним «поводок» затянули уже давно). Не секрет, что в ульяновском сегменте Интернета давно существовали и развивались разного рода общественно-политические и новостные интернет-порталы, не регистрировавшие свой статус в качестве СМИ. Это было для них удобно, поскольку они ощущали свободу в выборе содержания материалов, а также в плане соблюдения ограничений и требований закона о рекламе, ведения предвыборной агитации и пр. Многие сайты были анонимными в смысле наличия информации об их владельцах, авторах и спонсорах. Большинство из них создавалось для какого-нибудь отдельного проекта, периода или задачи.

Вот этой категории пользователей интернет-ресурсами придется с ведением закона несладко. Мало того, что всем анонимным сайтам придется раскрыть Роскомнадзору владельцев ресурсов, а также потратить деньги на копирование и хранение информации. Они потеряют свое самое главное конкурентное преимущество – свободу контента, которое выгодно отличало их от электронных СМИ. Фактически те и другие уравниваются в своих обязанностях и ответственности, соблюдать ограничения придется теперь всем. Повлекут ли эти факторы резкое сокращение таких анонимных ульяновских сайтов – покажет время и практика применения новых законодательных норм.

Как вводимыми ограничениями сможет воспользоваться наша региональная власть? Ведь не секрет, что на большинстве популярных ресурсов, где разрешены комментарии под статьями и материалами (описывающими действия этой самой власти, ее успехи и достижения), анонимные пользователи часто оставляют едкие и насмешливые записи, сводящие на нет всю серьезность чиновничьего официоза. Не любит в своей массе активный пользователь Интернета наших чиновников, что с этим поделаешь. Отсюда и угроза, исходящая от соблазна власти применить указанный закон против таких вот «записных критиканов» в сети. Ведь даже если в их словах нет формального оскорбления или призыва к свержению конституционного строя, а внимательные модераторы тщательно «затирают» присутствующие матные словечки, всегда есть возможность найти в критических высказываниях признаки того же экстремизма (термин, допускающий широчайшие толкования). Дойдут ли до таких репрессий наши ульяновские чиновники или продолжат относиться к сетевой активности подобного рода лояльно и стоически – мы увидим уже скоро. 

 

Игорь Пенкин

Фото Игоря Улитина

 

 

 

Нет комментариев
Обсудить