Личный компьютер - каждому в руки

Безопасное хранение информации

 Потеря информации при работе с компьютером может не только причинить неудобство, но и стать серьезной проблемой.

 

О том, как перестраховаться и не лишиться самого важного и ценного в памяти компьютера или на жестком диске, рассказал опытный программист, научный сотрудник одного из университетов нашего города, Георгий Савхалов.

 

 

 

Фото из личного архива Г.Савхалова 

 

 

- Многим приходилось сталкиваться с неприятной ситуацией: целый день работаешь над каким-то важным документом, а потом по ошибке нажимаешь вместо «Сохранить» - «Не сохранять». Можно ли как-то восстановить всю работу или она утеряна безвозвратно?

- Это самый сложный случай. Увы, ничто ваш документ уже не спасет, если вы его ни разу не сохраняли. Рекомендация тут одна - сохраняйтесь чаще. Предложение написали - сохраните. Кошка залезла на монитор? Сначала сохраните документ, а потом сгоняйте любопытное животное.

 

Почему? Для начала разберемся с парой понятий, которые постоянно путают - это память и устройство хранения данных. Почему-то все дружно считают, что их жесткий диск или "флэшка" - это память. Это не так. Память компьютера (или оперативная память, если быть точнее) предназначена для временного хранения данных. Ее намного меньше, чем пространства для хранения данных (сейчас это единицы гигабайт против почти терабайтных жестких дисков), и она в десятки раз быстрее. Но самое главное - оперативная память очищается, как только вы выключили компьютер.

Все данные хранятся на устройствах хранения данных (обычно - на жестком диске внутри вашего компьютера), а выполняются (или обрабатываются), как правило, в оперативной памяти. То есть документ, который вы еще не успели сохранить, располагается в оперативной памяти. Чтобы он попал на диск, достаточно нажать кнопку "Сохранить" и ввести имя файла. Увы, если вы скажете "Не сохранять" - это самый плачевный вариант. Документ не сохранится в файл на диске, а память под вашим документом теперь будет считаться свободной. Формально в ней некоторое время документ еще есть, но извлечь его невозможно.
К сожалению, у пользователей часто отсутствует желание вести диалог с компьютером: "Я его не понимаю и все тут!". В результате возникает привычка давить на любой запрос "Нет", "Отмена", или закрывать окно "крестиком" - это самая вредная привычка. Надпись на двух похожих окнах может гласить "Сохранить документ" или "Отменить изменения". Люди не зря тратили свое время, вводя текст надписи в окне. А еще у многих работников ИТ-сферы есть привычка зажать кнопку и пару секунд подержать зажатой - этого времени как раз хватает, чтобы понять, ту ли кнопку вы давите. Хорошая привычка, рекомендую.

- Следующая проблема – внезапно отключили свет. Что делать? Стоит ли бить тревогу?

- Во-первых, нужно приобрести источник бесперебойного питания (ИБП или UPS). Даже дешевые модели дадут вам несколько минут, чтобы успеть сохранить проделанную работу. Главное - узнать заранее, правильно ли вы его подключили и сколько времени у вас есть в запасе.

Если компьютер все же отключился (или перезагрузился), а у вас остались несохраненные данные  - паниковать не стоит. Многие программы (например, тот же MS Word) делают резервные копии с некоторым интервалом (обычно - около 10 минут) и при следующем запуске предлагают просмотреть последнюю автоматически сохраненную копию. В некоторых случаях, правда, это не срабатывает.
Близкая по сути проблема - вы удалили очень нужный файл или документ. В этом случае следует действовать с точностью до наоборот. Во-первых, ничего не открывая и не закрывая задуматься, нет ли у вас копий этого документа  или не был ли он открыт в какой-то программе. Меня не раз выручало забытое окно редактора, в памяти которого все еще хранится только что удаленный документ.. Ели копий нет, то лучше всего, ничего не запуская и не трогая, просто обесточить питание вашего компьютера, разумеется, если у вас нет другого, более важного документа, который вы также не сохраняли.

Объясняется это просто. Файлы хранятся на наших дисках двумя частями - имя файла и собственно его "тело" - данные. Удаление файла - это стирание его имени, но не данных, до тех пор, пока какая-либо программа не займет это место. Чтобы этого не произошло, не стоит что-либо сохранять и запускать. Лучше даже не завершать работу обычным образом.

Если вы не можете ответить на вопрос, какая файловая система на вашем жестком диске, то лучше обратитесь за квалифицированной помощью.
Совет в данном случае такой же, как в прошлый раз: сохраняйте изменения чаще.
А еще настоятельно рекомендую делать дубликат изменяемого документа - создавать различные версии.

 

- А вот неполадки в работе жесткого диска – это самое страшное, что может произойти?

- Опять же, чем меньше действий вы успеете сделать - тем больше данных удастся восстановить. В случае проблем с жестким диском однозначно придется искать другой работающий компьютер, к которому можно будет подключить ваш диск. Наверняка, понадобится пространство, куда будут восстанавливаться данные, возможно ,придется искать второй диск, более емкий (примерно в 2 раза), чем ваш. Хотите попробовать свои силы? Можете рискнуть. Благо, что программ для восстановления сейчас много, и они достаточно простые в использовании, но помните - если все же попытка не удастся и придется обращаться к специалисту, спасибо вам за попытку не скажут.

 - Дайте несколько важных советов пользователям: как избежать потери информации при неполадках в работе компьютера?

- Общие советы, которые помогут вам сохранить свои нервы и средства: сохраняйте чаще изменения и делайте копии своих документов. Лучше, если на разных носителях. Одна моя знакомая, когда писала диплом, хранила его до защиты дома, на работе, на флэшке, отправляла себе почтой, а еще и мне копию дала на сохранение.

Между прочим, можно хранить важные данные в Сети, например, фотографии – в Интернет-галереях, данные – на файлообменниках или ФТП-серверах, отправлять их самому себе на почту. Компьютеры, хранящие данные пользователей сети намного надежнее наших, но, увы, тоже не гарантируют сохранность. А для текстовых документов (особенно если документ разрабатывается несколькими пользователями) очень удобно использовать сервис «Документы Google».

Беседовала Татьяна ЩЕРБАК

 

 


 

  

Интересное о Сети

 

  • После первых пяти лет существования Интернет насчитывал около 50 миллионов пользователей. Чтобы достичь такой же популярности, телевидению потребовалось 13 лет, а радио – 38 лет.
  • Общее количество пользователей Интернета по всему миру составляет уже более двух миллиардов.
  • В среднем человек проводит за сеанс в сети Интернет примерно 51 минуту, 25 часов в месяц, а среднее время просмотра страниц составляет 45 секунд.
  • Все знают, что передать эмоции через компьютер можно при помощи разных смайликов.   Самый популярный из них:  : – )

Но в Японии к смайликам отнеслись более творчески:

~~~\” (^v^) - доброе утро,

(^ _ ^)/””  - до свидания. 

  • Первая веб-камера была опробована в компьютерной лаборатории Кембриджского университета. Она контролировала… кофеварку! Сотрудники видели при помощи камеры, когда заканчивалось кофе.
  • Первый рекламный баннер появился в Интернете в 1994 году. Рекламная кампания называлась «YOU WILL» и вела на главную страницу рекламодателя. Пользователей привлекала загадочная фраза: «Вы когда-нибудь нажимали сюда?». От этих слов стрелочка вела к надписи «YOU WILL».