Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Максим Гриднев: «Без кооперации фермеры не реализуют свою продукцию»

из личного архива Максима Гриднева.
из личного архива Максима Гриднева.

Подмосковные фермеры уничтожают часть своего урожая, который испортился прежде, чем они смогли его реализовать. Торговые сети  предпочитают работать с иностранными производителями сельхозпродукции.

Нужен ли закон, который бы обязывал торговые сети реализовывать товар местных производителей? Почему продукция отечественных сельхозпроизводителей остается неконкурентоспособной? Как можно это преодолеть? Работает ли сейчас в регионе программы поддержки сельхозпроизводителей?

Максим Гриднев, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства «Гриднев»:

«Вопрос о том, как фермеру попасть в сети, поднимали давно. Фермеру попасть в сети нереально, потому что в таком случае ему нужны постоянные объемы продукции. Нужно подписывать контракт, но из-за того, что нет постоянных объемов, можно не выполнить условия договора и остаться без всего.

Поэтому проблема не в том, как попасть в сети, не в законах. Проблема в том, что нужно налаживать сбыт сельхозпродукции напрямую: от фермера – к потребителю. И один из способов решения –  выход на рынки. Сейчас количество рынков сократилось в разы, а на тех, что остались, в основном торгуют перекупщики.  Второй способ - реализация продукции с помощью фермерских магазинов, кооперативов. Допустим, если бы такой кооператив (куда входит несколько фермеров) выходил на сети, у него было бы больше шансов заключить контракт. Поскольку несколько фермеров могут и объем подтянуть и перестраховать. А один фермер этого сделать не может.

У него не такие большие объемы, но при этом высокие затраты. Его цель – продать как можно дороже, а для этого ему нужно продавать напрямую. Это хорошо и фермеру, и потребителю, потому что он будет покупать качественную продукцию.

Допустим, я вырастил картофель. Что мне выгоднее? Продать его торговой сети по 5 рублей за килограмм, либо самому - в розницу по 40 рублей, а зимой и по 60 рублей? Конечно, продать в розницу. Поэтому сети не выгодны фермерам.

Как вариант – открытие сети кооперативных магазинов. Например, есть магазины «Билла» - европейская сеть кооперации, созданная европейскими фермерами, где они реализуют свою и другую продукцию. Или, допустим, «Валео» - молочная компания, в которой скооперировались фермеры, они продают свою продукцию и дополнительно зарабатывают деньги.

Без кооперации в любом формате фермеры не реализуют свою продукцию. Холдинги могут выйти на сети, а фермер нет. К тому же фермеры - обычные люди, у них нет юристов, бухгалтеров, они все ведут сами.

Что касается поддержки сельхозпроизводителей, то сейчас это направление очень активно развивается, и поддержка фермеров по разным проблемам даже повысилась. Для начинающих фермеров при написании бизнес-плана и прохождении конкурсной комиссии, например, выдается субсидия в размере до трех миллионов рублей. При соблюдении условий: 70% выделяет область, а 30% добавляет фермер. Для небольшого хозяйства этой суммы достаточно, чтобы купить трактор, навесное оборудование.

А для тех, кто, допустим, уже занимается фермерством в мясо-молочной отрасли, предусмотрены существенные субсидии в рамках семейно-животноводческих ферм. Программы есть, можно работать, но все упирается в сбыт.

Допустим, собрал я картофель осенью. Я могу продать его сразу по 10-15 рублей за кг. А если положу в хранилище, то уже зимой его можно реализовать по 60 рублей. Но хранилище стоит денег». 

Нет комментариев
Обсудить