Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Владимир Кашин: «Нам надо выходить из этого бардака, когда за счет труда крестьян наживаются все и вся»

из личного архива В.И. Кашина
из личного архива В.И. Кашина

Подмосковные фермеры уничтожают часть своего урожая, который испортился прежде, чем они смогли его реализовать. Торговые сети более охотно работают с иностранными производителями сельхозпродукции.

Нужен ли закон, который бы обязывал торговые сети реализовывать товар местных производителей? Почему продукция отечественных сельхозпроизводителей остается неконкурентоспособной? Как можно это преодолеть? Работает ли сейчас в регионе программы поддержки сельхозпроизводителей?

Владимир Кашин, председатель комитета Государственной думы по аграрным вопросам:

«Во-первых, что значит неконкурентоспособная? Если нашу продукцию покупают жители нашей Родины, то она конкурентоспособная во всех смыслах - и по качеству, и по доступности. Другой разговор, что у нас сегодня власть не занимается теми проблемами, которыми должна заниматься. Потому что в законе о правительстве четко написано: все, что связано с ценообразованием, торговлей, – это дело правительства, и отдельные статьи обязывают правительство регулировать эти процессы.

Выращивают, допустим, зерно наши фермеры, крупные товаропроизводители. А наши граждане покупают на рынке или в магазине хлеб из этого зерна. Мы смотрим, а в батоне хлеба труд крестьянина оценивается всего в 7% от его цены, это, конечно, бардак. Кто в 9-10 раз позволил накрутить цену всякого рода деятелям?!

Во всем мире в рознице цена производителя - 50%. Было и у нас так. Если бы килограмм зерна покупали у наших крестьян за 12 рублей, а еще 12 рублей получила бы переработка вместе с торговлей, то в сумме получилось бы 24 рубля – цена одного батона. Из килограмма зерна делается 2,5 батона. Значит, тогда стоимость батона составляла бы 9,50 рублей.

Из зерна делается 250 видов продукции. Вы представляете, на сколько могли бы снизить сегодня цену для наших потребителей?! Если б пенсионер на свои 12 тысяч рублей покупал батон не по 24 рубля, как сейчас, а по 9,50 рублей, макароны не по 60 рублей, а за 25-30 рублей, у него была бы другая возможность что-то еще купить и так далее.

И как бы эти 12 рублей, вместо 7,50 рублей, которые дают, позволили распахать землю, купить технику, поднять зарплату крестьянам, которая сегодня в два раза меньше промышленной! Это первый системный подход.

И такой закон я вместе с академиками из института экономики сельского хозяйства разрабатывал в прежних созывах Госдумы. Но в Госдуме сидит очень большое торговое лобби, и этот закон провалили.

Местная власть в этом плане тоже работает слабо. Никто не запрещает создать рынки, систему кооперации. Никто не запрещает организовать доступ на рынок продукции товаропроизводителей по тем ценам, которые должны удовлетворять и потребителей, и крестьян. И ярмарки выходного дня – они работают, но слабенько и по сезону.

Конечно, нужно разбираться с торговыми сетями. Они на 90% принадлежат иностранцам. Им выгодно поддержать своего производителя, поэтому и получается подобная система. Там демпингуют разные виды продукции, а наши не имеют доступ. За вход в торговую сеть нужно платить огромные деньги. Даже президент уже об этом говорит, чтобы зайти в торговую сеть, надо заплатить 100 тысяч долларов! Ну это уже становится смешно! И мы все это видим, и ничего не хотим делать: всех все устраивает.

В той же Московской области, когда анализируешь данные, уже 50% в общем обороте – это продовольственные товары. 50% люди тратят на питание! А если сюда добавить затраты на услуги ЖКХ, на лекарства – все, не осталось у человека ничего. Но питаться-то надо. Однако даже при таком раскладе у нас огромное количество людей сегодня недоедает. 

Поэтому нужен закон федеральный, но никто не запрещает принимать региональный закон. Нам надо выходить из этого бардака, когда за счет труда крестьян наживаются все и вся. Недавно я проводил слушания своим комитетом о доходности отраслей сельского хозяйства. Все животноводство убыточно без дотаций. Представляете, молоко, особенно в сезон, берут у фермера по 14-15 рублей за литр. Его нормализуют, и мы его покупаем в магазине по 70 рублей за литр. Ну что это за бардак? Упаковали молоко и в четыре раза накрутили цену! Другой пример. Мясо взяли с Зарайского района, довезли в Москву - и цена в 2,5 раза выше.

Это все просто хамское отношение к своему кормильцу: и из бюджета ничего не даем, чтобы поддержать крестьянина (поэтому и бросают землю), и еще не организовываем системный доступ на рынок, не регулируем ценообразование, чтобы был совершенно другой спрос.

Все эти вопросы кричащие, и их надо решать. Я о своем законе докладывал и президенту, и в правительстве, получил поддержку бывшего председателя правительства. Но пока, к сожалению, система в отношении отечественного товаропроизводителя остается словоблудной с точки зрения, что мы все за него: «молодцы, произвели больше», а на самом деле трудности все остаются. И крестьяне еле-еле сводят концы с концами.

Что делать? Мы сейчас готовим закон о кооперации. Написали открытое письмо президенту, отправили письмо в правительство. Надо поддержать, надо устойчиво наладить производство мяса, молока, овощей. Московская область в 90-м году производила два миллиона тонн молока, сегодня - 560-580 тысяч, представляете? Производили миллион тонн картофеля, а сегодня что? Раньше мы получали самое минимальное – 15% расходной части из федерального бюджета, сейчас 1,3% - чувствуете разницу? Нет ни инвестиций, ничего.

И второе – умение поставить сельхозпродукцию на рынок по нормальной цене. Здесь полно возможностей, особенно в Московской области. Еще не совсем разграбили кооперацию сельскохозяйственную, есть возможность в оперативном порядке построить рынки и там организовать торговлю, в том числе и в Москве регулярно проводить ярмарки.

Мы с этой задачей все равно справимся. Неслучайно недавно прошел съезд фермеров. Скажу откровенно: горячий был разговор. В комитете прошло девять слушаний. Мы обозначаем и знаем эти проблемы.

И если бы у нас была возможность сегодня работать активно в торговых сетях с нашей продукцией, мы бы вообще могли отказаться от всей поддержки государства. Она была бы не нужна, и мы бы справились с вопросами социальной сферы».

  


Нет комментариев
Обсудить