Михаил Щапов: «В ситуации с акцизом на шины возникает вопрос: а куда пойдут эти деньги?»
В России уже со следующего года может появиться новый налог на шины. По информации Минэкономразвития, введение акциза на автомобильные покрышки сейчас прорабатывается в кабинете министров. Кроме шин, туда могут попасть пальмовое масло и газированные напитки. Помимо этого, обязать обеспечивать полную утилизацию могут производителей бытовой неэлектрической техники, бумаги, картона, изделий из пластика. В начале следующего десятилетия список может быть расширен: в него могут войти компьютеры и холодильники, а также аккумуляторы и их компоненты. Как могут отразиться дополнительные сборы на автовладельцах и грузовых автоперевозках? Не станет ли новый налог дополнительным фактором для повышения цен на все товары и услуги, в стоимость которых закладывается автотранспортировка. Насколько эффективно собирать средства на утилизацию предложенным способом?
Михаил Щапов, член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции:
«Что касается акциза на пальмовое масло, то это давнее требование в том числе и нашей партии: ограничить ввоз в страну этого дешёвого и, есть подозрения, что вредного заменителя. Пальмовое масло сдерживает развитие целых подотраслей российского сельского хозяйства, нужно дать им стимулы для развития и защитить при этом здоровье россиян. Однако с введением акциза должны быть реализованы меры по поддержке российских производителей, чтобы компенсировать рост цен. Причём меры поддержки нужно начать применять задолго до введения акциза, чтобы сельхозпроизводители успели адаптироваться. Иначе мы просто получим рост цен на очень широкую линейку товаров.
Относительно введения акциза на газированные напитки всё будет зависеть от того, как именно этот акциз будет введён и какова будет практика применения нормы. Если акцизом обложат, в том числе и чисто российских производителей, то с таким подходом сложно согласиться. В отличие от транснациональных корпораций и российских компаний не будет иного выхода, как переложить рост стоимости на потребителя. Это негативно скажется и на российском бизнесе, и на гражданах.
В части акциза на автомобильные шины ситуация очень сложная. С одной стороны, это будет уже четвёртый специализированный налог для автоперевозчиков (даже если акциз будет взиматься при продаже, по факту платят-то владельцы автомобилей). К транспортному налогу, акцизу на бензин, сборам в системе «Платон» добавится ещё и это. Пора бы уже и остановиться. У общества есть масса вопросов по расходованию уже существующих трёх налогов и сборов. Бравурные отчёты о том, что в каком-то регионе благодаря системе «Платон» строится мост, не должны обманывать: собирает-то вся страна, а мост получает один регион. В ситуации с акцизом на шины возникает примерно такой же вопрос: а куда пойдут эти деньги и насколько эффективно они будут расходоваться? Проблема утилизации шин – огромная. Это один из самых вредных продуктов жизнедеятельности человека, разлагаются они долго, ущерб природе наносят огромный. Возникает вопрос относительно эффективности действующей системы утилизации шин. Потому что если мы будем собирать акциз, а потом шины будут сбрасываться на полигонах ТБО, то это не забота о будущих поколениях, а просто ещё один способ собрать денег в бюджет. Если же система утилизации работает эффективно, то непонятно, зачем нужен акциз.
В целом мы видим, что правительство продолжает искать новые способы получить деньги из карманов граждан. Денег в бюджете не хватает, а политической воли найти их в других местах, видимо, нет. При том, что предложений, как получить дополнительные доходы в бюджет, масса. Это и прогрессивная шкала подоходного налога, и более активная работа с госкомпаниями, и сокращение неэффективных расходов. Но чиновники как всегда идут по самому простому пути».