Нехватка автостраховщиков и автоподставы. Эксперты обсудили сложные вопросы ОСАГО

О сложностях при получении полиса ОСАГО и страховых выплат поговорили представитель страховой компании и автоюрист.

Напомним, 21 сентября на сайте mosaica.ru проходила онлайн трансляция дебатов по теме ОСАГО. Директор ульяновского филиала СПАО «РЕСО-Гарантия» Ильдар Аминов и автоюрист Сергей Горбунов обсудили проблемы при получении ОСАГО и выплат по полису.

Предлагаем читателям mosaica.ru текстовую версию онлайн трансляции:

-Почему некоторые страховые компании ушли с рынка? 

Ильдар Аминов: 

-На самом деле у нас 30 компаний в городе, из них 20 страховых компаний универсальных и 10, которые практически занимаются только ОСАГО. От этого все беды. 

-Тяжело стало заниматься? Почему компании ушли? Не справились с конкуренцией? 

Ильдар Аминов: 

-Все говорят о том, что страховой бизнес выгодный, а страховщики собирают много денег. Я объясню позицию страховщиков. В Ульяновской области порядка 300 000 автомобилей, застраховано 230 000 машин. Страховых компаний у нас на сегодня 35. 20 компаний имеют лицензии на ОСАГО, работают по этому вопросу реально 11-12 страховых компаний. За последние несколько лет из УО ушли такие значимые страховые компании как «Альянс», «Компаньон», «Северная казна», и это только начало списка. Реально они занимали около 30 процентов доли рынка по ОСАГО – это порядка 100 000 договоров страхования. А это значит, что около 100 000 автомобилистов вынуждены были искать новых страховщиков. Именно поэтому сейчас в страховых компаниях такие очереди. 

-Может ли отток страховых компаний из области быть прямым следствием больших очередей в офисах страхования? 

Сергей Горбунов: 

- Я не согласен с тем, что у нас сузился рынок, и предложений по ОСАГО стало меньше. Дело в том, что доходность страхового бизнеса несколько упала. В связи с тем, что ОСАГО стало убыточным для компаний, они просто перекидывают эту лямку друг на друга. Поэтому автолюбителя, который приходит за ОСАГО, просят под разными предлогами уйти в другую страховую компанию, там его отправляют в следующую и так по кругу. Если государство обязало автовладельца иметь обязательно полис ОСАГО на руках и наделило некими полномочиями компании, то нужно заниматься регулированием этого процесса на рынке. Если не справляешься, то уходи. 

- Страховым компаниям обязательно работать по всей России, им нельзя выбирать какой-то конкретный регион? 

Ильдар Аминов: 

- Условно есть требования наличия представительств в каждом регионе. Общий порядок такой, что страховые компании, которые уходят из Ульяновска, заключают договор о представительстве с другой компании в этом регионе. 

- Действительно ли страховые компании не успевают принимать такое большое количество клиентов и не могут обрабатывать такой объём полисов?

Ильдар Аминов:  

- В 2003 году мы создавали много точек продаж полисов ОСАГО, покупали страховых агентов, обеспечивали их работой и оборудовали рабочие места, давали программное обеспечение для того, чтобы создать разветвлённую агентскую сеть. Наши сотрудники предлагали полисы и на площадке ГИБДД, и в автосалонах, через знакомых. Так изначально планировалось распространять ОСАГО. Очереди сейчас возникают, потому что страховщики решили, что за полисом надо идти в офис. Это неправильно, нужно непосредственно выходить на людей. 

Сергей Горбунов:

- На самом деле эта схема сейчас неактуальна. В данный момент страховщик сам отправляет клиента в центральный офис, либо начинает «впаривать» дополнительны услуги: страхование жизни, например. ОСАГО просто невыгодно. 

Ильдар Аминов:

- Давайте поговорим о том, чем вообще занимаются страховые агенты, чтобы разобраться. Хоть и принято считать, что страховать начали в 2003, это неправда. Страховщики работали значительно раньше, ещё с советских времён. Тогда порядка 90 процентов граждан имели договора со страховыми компаниями, была очень разветвлённая агентская сеть. До ОСАГО люди тоже достаточно часто обращались к нам за страхованием домов, квартир. Вообще ОСАГО занимает очень небольшую долю страхового бизнеса, но внимания ему мы уделяем очень много. 

-А как компании получают лицензии на ОСАГО? 

Ильдар Аминов: 

- Это дело компании. Только при желании. Из 35 компании только 20 в Ульяновске имеют на неё лицензии. А реально этим занимаются 12 агентств. 

- Есть ли выход из очередей в страховых компаниях? 

Ильдар Аминов: 

- Очереди есть в тех компаниях, которые работают. Значит надо обращаться во все 20 компаний, которые имеют лицензии. По закону, вам не имеют права отказать. Если человеку надо, он отстоит живую очередь. Мы, например, вынуждены были увеличить количество столов, которые обслуживаем. 

Сергей Горбунов:

- Вначале 90-х не было ОСАГО, и все дорожные конфликты решались личным способом. Водитель мог отдать ключи виновнику ДТП, а тот сам ремонтировал чужую машину. Государство решило этот момент урегулировать. Людей обязали получать полисы. Было очень много недовольных, но сейчас все привыкли. Сегодня эта ситуация разрядилась. Но проблема ещё и в экономике. Рубль падает, доход тоже. Компании отыгрываются на клиентах, не принимают их. Ведь страхование обязательно для всех, а это значит, что рано или поздно каждый окажется в очереди.

- Какие сейчас проблемы имеются в страховом бизнесе? 

Ильдар Аминов: 

-Первая и самая страшная проблема-мошенничество. Автоподставы, например. По последним данным, за 2015 год из-за мошенничества из страхового бизнеса ушло порядка 10 млрд рублей. Кто-то говорит, что мошеннических выплат по СОСАГО около 10 процентов. 

- А почему вы не работаете в правоохранительных органах? Знаете, на Западе есть специальные детективы, которые следят за мошенниками. Почему бы и нам не взять на вооружение? 

Ильдар Аминов: 

- У нас есть специальная служба безопасности. Мы собираем информацию о подозрительных субъектах и объектах и отправляем в правоохранительные органы. Это делается не бездоказательно и вполне обосновано, ведь все финансовые преступления оставляют следы. 

- Это очень долгая процедура. Это же влияет на очереди. Получается, есть какие-то недоработки. 

Ильдар Аминов: 

- Мы сейчас идём в правильном направлении. И суды начали прислушиваться к страховым компаниям, и сотрудники компаний начали взаимодействовать. Правоохранительные органы – это хорошо, но должно быть ещё и негативное отношение общества к мошенничеству. Ведь сейчас каждый третий готов совершать такие дела безнаказанно. Нужно устранять те проблемы, по которым человек отказывается ехать на станцию после аварии. 

Сергей Горбунов:

- Я не согласен. Я сам судился со станциями, в которые меня направляли страховые компании. Они часто некачественно выполняют свою работу. Ведь автолюбитель ставит задачу получить как можно больше денег со страховой компании, а страховая компания в свою очередь старается выплатить как можно меньше. И станции при этом пытаются сэкономить. В итоге непонятно, кто виноват и кто будет за это отвечать. 

Ильдар Аминов:

- Мы заключаем договора только с официальными дилерами, у нас нет соглашений с договорами. Ответственность за ремонт, сроки качества несёт страховщик. Стоит ещё учитывать, что ремонт осуществляется и ущерб возмещается за вычетом износа. Но износ можно взыскать с виновного лица. 

-Как себя вести, если страховые компании навязывают дополнительные услуги? 

Ильдар Аминов: 

- Навязывание незаконно, нужно всегда об этом помнить. 

Сергей Горбунов:

- Нужно писать в правоохранительные органы. Если не хотите судиться – покупайте допы. Вы выиграете, но до этого вы пройдёте все круги ада. Придётся очень долго доказывать, что вам услуги навязали. 

Ильдар Аминов:

- Есть такое понятия как «дни охлаждения». В течение 5 дней вы имеете право написать заявление и отказаться от ненужной вам услуги. Так что вернуть деньги всё-таки можно.

Фото редакции


Опубликовано: 05.10.2016 в 18:30 
Просмотров: 1120 

comments powered by HyperComments