Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Кафе заплатило сотни тысяч рублей за музыкальное сопровождение

Едва ли не каждый, кто прослушал или скачал песню в социальной сети, считается преступником согласно действующему законодательству РФ.

 Еще пару лет назад мало кто из простых ульяновцев вспоминал о неприкасаемости авторских прав в повседневной жизни. Последнее время изменения стали заметны. Даже в детском театре перед началом спектакля вас обязательно попросят убрать фотоаппараты и видеокамеры, чтобы не нарушать права авторов спектакля, который вы собрались смотреть. А в библиотеке фотографировать страницы книг придется уже не так открыто.

По сути, закон о защите авторских прав призван помогать автору чего-либо единолично наслаждаться выгодой от результата своего труда. Авторское право – система отношений на почве создания или того или иного использования произведений литературы, науки, искусства и других сфер. Копирайт – право на создание копий – это часть таких отношений.

В четвертом параграфе ст. 29 Части II Конституции РФ говорится: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Там же, только пятым параграфом, сказано о гарантиях свободы массовой информации и запрете цензуры.

Авторские права защищает как гражданское, так и уголовное законодательство.

Дмитрий, адвокат с 20-летней практикой, член Адвокатской палаты Ульяновской области:

- Авторские и смежные права защищаются 146 статьей Уголовного кодекса РФ. По данной статье предусматривается достаточно серьезное наказание: первая часть статьи лишение свободы не предусматривает, вторая часть предусматривает лишение свободы сроком до двух лет, самое серьезное наказание – лишение свободы сроком до шести лет – предусмотрено третьей частью ст. 46 УК РФ. Самое серьезное наказание применяют к нарушению авторских прав организованной группой лиц в особо крупных размерах. Говорить о том, насколько часто рассматриваются такие дела, сложно. Обычно они появляются, если можно так выразиться, волнами: появилась в регионе партия пиратского нелицензированного ПО, прокуратура начинает этим заниматься, возбуждаются уголовные дела. То же касается контрафактных дисков с музыкой и фильмами. Если вопросом защиты авторских и смежных прав заниматься, то можно дела возбуждать на каждом шагу. Как правило, дела – и гражданские, и уголовные – возбуждаются в случае, если автору причиняется значительный ущерб. База прецедентов гражданских дел о нарушении прав авторов не настолько богата, потому что бремя доказывания в гражданском судопроизводстве лежит на истце. Доказать, что кто-то понес какой-то ущерб от несанкционированного просмотра или прослушивания чего-то, сложно, - рассказывает Дмитрий.

И, тем не менее, практика рассмотрения гражданских исков по факту нарушения авторских прав в судах Ульяновска с каждым годом становится более существенной. С каждым годом количество таких дел увеличивается в разы. Конечно, не всегда истец, считающий, что его права владения интеллектуальной собственностью нарушены, получает ту компенсацию, на которую рассчитывает. Статья 1301 Гражданского кодекса РФ дает правообладателю требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей. Окончательно сумму определяет суд.

Вот, к примеру, ульяновец, автор стихов, обнаружил в социальных сетях песню на свои стихи без указания авторства. Возмутился, подал в суд. Обиженный автор хотел получить компенсацию морального вреда в размере 500 тысяч рублей и компенсацию за нарушение прав автора стихотворения. Но суд, рассмотрев дело, постановил ответчика выплатить истцу 12 и 10 тысяч рублей соответственно, плюс три тысячи рублей компенсации издержек на услуги адвоката.

Был в Ульяновске и другой пример, когда работниками Российского Авторского Общества в одном кафе Ульяновска был зафиксирован факт использования музыкальных композиций без права на их использование. Факт в суде доказали, поэтому кафе вынуждено было выплатить за каждую композицию по 30 тысяч рублей. Всего штрафа «набежало» почти на 375 тысяч рублей, но суд вынес постановление выплатить 210 тысяч рублей.

Вот и получается, что авторов приходится защищать от потребителей их творчества, а потребителей творчества – от ограничений прав и свобод, обещанных в конституции. Мы уже писали как-то о том, что в Ульяновске появилось представительство Пиратской партии России, выступающей под лозунгом: «Качайте свои права». Выступают «пираты» по другую сторону интеллектуально-информационной баррикады - за свободу некоммерческого обмена информацией.

Олег, активист движения Пиратской партии России в Ульяновске, специалист в сфере ИТ:

- Российский союз правообладателей во главе с Никитой Михалковым  собирает с каждого ввозимого и продающегося носителя информации налог в районе 3%. На что это направлено? Что это? Нас наказывают за то, что мы можем сделать, – но сделаем ли?! Это превентивное правосудие?.. А как же презумпция невиновности?! Мы с тревогой воспринимаем закрытие сайтов, файлообменных сетей и возможные судебные разбирательства. Нельзя мешать прогресс с преступной деятельностью, - уверен Олег.

Вообще в вопросе соблюдения и защиты авторских и смежных прав много тонкостей и нюансов. Будем надеяться, что со временем мы научимся уважать и права авторов, и права потребителей интеллектуального продукта на свободу получения и доступа к информации. И все интересы обеих сторон будут удовлетворяться без принуждения и без «перекосов».

Фото автора

Нет комментариев
Обсудить