Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

От кого освободили Симбирск, или Каппель против Тухачевского

12 сентября считается днём освобождения Симбирска. От кого «освободили» тихий купеческий городок? Что происходило почти 100 лет назад? Историки по этому поводу спорят по сей день.

Вот как описывает события того времени последняя из рода Киндяковых, Екатерина Максимилиановна Перси-Френч: «Силы небесные! Это же не революция в полном смысле этого слова. Варвары, и в особенности их молодое поколение, набросились на мои поместья, на плоды моего многолетнего труда и за три дня разрушили храм созидания, искусства, науки и благородства, на восстановление которого уйдет три столетия, да и то вряд ли его удастся воскресить всё в прежнем великолепии». «Крушили и ломали всё, что попадало под руку, – писала она одному из своих английских знакомых. – Картины, мебель, посуду. Некоторые из домов поджигали или сносили. Вырубали лес, уничтожали скот, крушили сельскохозяйственную технику».

В сентябре 1918 года бои за Симбирск Рабоче-крестьянская Красная армия вела с Народной армией КОМУЧа, наиболее боеспособное ядро которой составляла добровольческая Отдельная стрелковая бригада под командованием полковника Владимира Каппеля. Во время Первой мировой войны в России был сформирован чехословацкий корпус из военнопленных славян. После заключения Брестского мира Советская Россия вышла из войны. Германия потребовала разоружить чехословацкий корпус и выдать чехов и словаков австро-венгерским властям. Троцкий отдал приказ о разоружении. Для чехов это было равносильно смерти, и они взбунтовались. Их поддержали эсеры, сформировав собственное правительство в Самаре. Чехи заняли Самару, объявили её временной столицей России и попытались собрать там Учредительное Собрание. Так появился Комитет членов Учредительного Собрания (КОМУЧ). Командование Народной армией КОМУЧа принял молодой, никому не известный офицер Владимир Каппель. Один из современников вспоминал о собрании офицеров Генерального штаба: «Желающих взять на себя тяжёлую и ответственную роль не оказалось. Все смущённо молчали, опустив глаза. Кто-то робко предложил бросить жребий. И вот тогда, скромный на вид, почти никому не известный, недавно прибывший в Самару офицер встал и попросил слова: «Раз нет желающих, то временно, пока не найдётся старший, разрешите мне повести части против большевиков», – спокойно и негромко произнёс он. Уже летом имя Каппеля стало известно по всей Волге, Уралу и Сибири.

Революция в опасности!

10 июля отряд Каппеля нанёс поражение Пензенской пехотной дивизии РККА под Сызранью. Затем последовали бои за Бугуруслан и Бузулук. После тяжёлого боя у станции Мелекесс бои вплотную приблизились к Симбирску. 17 июля сводный русско-чешский отряд под командованием Каппеля совершил 150-километровый марш-бросок на Симбирск. Красные ушли без боя, не оказав сопротивления. 22 июля утром Каппель занял Симбирск, затем к КОМУЧу перешли Кузоватово, Барыш, Базарный Сызган. Об успехе Каппеля говорилось в приказе по войскам Народной армии: «22-го сего июля молодой Народной армией снова одержана большая победа: отряд подполковника Каппеля, выступивший из Сызрани 17 июля, прошёл в четыре перехода 140 вёрст и взял Симбирск. Захвачены громадные склады имущества, броневой поезд, подвижные составы, пароходы». В Симбирске Каппель в первый раз выступил публично. Одетый в защитную гимнастерку, он вышел на сцену в переполненном городском театре. В своей речи он звал на борьбу за веру в Христа, за Россию. По свидетельству очевидцев, «его речь была покрыта не овациями, а каким-то сплошным рёвом и громом, от которого дрожало здание».

За победу под Симбирском Каппеля произвели в полковники. 25 июля его отряд был развёрнут в Стрелковую бригаду особого назначения. Падение Симбирска произвело отрицательное впечатление в Москве. Троцкий объявил «революцию в опасности» и лично направился на Волгу. Против Симбирска и Самары были развёрнуты 1-я армия Тухачевского. Флотилия Народной армии выдвинулась 1 августа из Симбирска и разгромила в устье Камы вышедшую навстречу флотилию красных. 5 августа высадились десанты в Казани. После двухдневных боёв, несмотря на численное превосходство красных, бригада Каппеля взяла Казань. Помимо «не поддававшихся подсчёту» трофеев, был захвачен золотой запас Российской империи. Потери Самарского отряда составили 25 человек. Сразу после взятия Казани Каппель предложил сходу взять Нижний Новгород, а с ним и вторую часть золотого запаса России, но эсеры предпочли ограниченную оборону.

Тем временем в Свияжск, где укрепились отступившие от Казани остатки разбитых красных войск, прибыл народный комиссар по военным делам и председатель Высшего военного совета РСФСР Лев Троцкий. Троцкий всерьёз взялся за дисциплину: он расстрелял больше 20 красных командиров и каждого десятого красноармейца… Только после этого начал наступление. В скором времени Казань оказалась окружена красными с трёх сторон. Силы добровольцев таяли. Между тем бои за возвращение Симбирска продолжались весь август. Чтобы не допустить мародёрства и насилия в отношении мирного населения, Тухачевский подписал «Наставление для взятия города»: «При входе в город командир полка выставляет сильную заставу с пулеметами, которая не даёт подходить ближе двухсот шагов без письменного разрешения… Пытающихся проникнуть насильно заставы безжалостно обстреливают пулёметным огнем…Красноармейцев, ходящих отдельно по улицам без письменного разрешения начальства, задерживать и расстреливать на месте без суда». По одному этому документу можно судить о том, как вели себя красноармейцы с горожанами…

В Сибирь…

14 августа Каппель спешно вернулся в Симбирск: на город наступали части 1-й армии Тухачевского. 14-17 августа 1918 года под Симбирском прошло ожесточённое сражение. На третий день Тухачевский был вынужден отойти к Инзе. Не успев завершить операцию, Каппель получил приказ срочно вернуться под Казань для участия в боях за Свияжск, куда он и отправился вместе со своей бригадой на пароходах 25 августа. Однако ввиду подавляющего превосходства противника отказался от взятия Свияжска. Его опять срочно отозвали к Симбирску. Боеспособная бригада Каппеля была, по существу, единственным мобильным резервом КОМУЧа. К Симбирску Каппель подошёл лишь 12 сентября, город к этому моменту уже эвакуировался. Упорные попытки вернуть его успехом не увенчались. Вместе с солдатами Симбирск покидали Август Шодэ, Фёдор Ливчак, многие дворяне. Все отступившие от Симбирска части Каппель присоединил к Симбирской группе. 21 сентября он нанёс контрудар по переправившимся на левый берег красным войскам и сбросил их в Волгу. До 27 сентября Каппель продержался на левом берегу, обеспечив возможность отходившим из-под Казани частям Народной армии соединиться с ним на станции Нурлат. С 3 октября изрядно потрёпанные части под командованием Каппеля начали медленно отступать на Уфу.

Вот что пишет профессор Гинс: «Интеллигентная по составу, сознательно враждебная коммунизму, но плохо подготовленная и плохо снабженная, она (Народная армия) была вынуждена к осени отступить к Уралу…». Так начался «ледяной поход», вошедший в историю.

От автора:

Кто победил в этом противостоянии – обмороженный, лишившийся ступней и умерший от воспаления лёгких Каппель или расстрелянный собственными соратниками Тухачевский? В этой проклятой войне не было победителей. И если первый вызывает глубокое уважение и восхищение, то второй достоин в лучшем случае сострадания…

Елена ОГНЕВА,

Фото из Википедии

Нет комментариев
Обсудить