Мария Большакова: «Вместе с ужесточением законодательства надо продумать, как организовать досуг для молодёжи»
В России предложили ужесточить наказание за доведение до суицида. Речь идет о «группах смерти». Соотвествующий законопроект уже подготовлен. Уголовный кодекс будет дополнен новыми статьями: «Склонение к совершению самоубийства или содействие его совершению», «Организация деятельности, сопряжённой с побуждением граждан к совершению самоубийства» и «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни».
Как не допустить создание подобных групп и участие в них детей? Какова должна быть ответственность за вовлечение подростков в «группы смерти»?
Мария Большакова, издатель проекта «Вся Рублёвка», заместитель председателя Общественной палаты Звенигорода, ведущая канала «Медиаметрикс»:
«Летом я неосторожно позвонила в отдел соцзащиты администрации Звенигорода с вопросом: есть ли возможность организовать досуг для детей, которые бесконтрольно гуляют по городу, пока родители на работе. Диалог до сих пор заставляет вздрогнуть: «Они состоят на учёте? – Нет. - С ними случилась неприятность? – Нет. - Тогда мы ничем не можем вам помочь. Вот когда дети натворят что-нибудь или с ними случится что-нибудь, тогда мы подключимся».
Как Вы думаете, что предпринимают родители, чтобы обезопасить детей? Скорее всего, они просто запретят им выходить из дома. И тут детей ждет именно та опасность, которая сейчас вышла на самый высокий уровень и затронула практически всех.
Я совершенно согласна с тем, что нужно активно и жёстко реагировать на эти проблемы законодательно. Но давайте будем честными перед собой и перед нашими детьми: возникшая ситуация – это следствие, а причина, на мой взгляд, в том, что у родителей нет возможности быть со своими детьми достаточное количество времени, что школа стала надсмотрщиком и регулятором, а не другом и вторым домом, что возможность дополнительных занятий у детей чрезвычайно сужена из-за коммерциализации дополнительного образования.
Нет системной работы с молодёжью. Попытка заставить всех «строем ходить» - это не работа, это для пиара хорошо, а не для детей. Никто не работает с проблемной молодёжью. Школы переполнены, учителя загнаны, специалистов катастрофически не хватает. А представляете, какие настроения у подростков, живущих в отдалённых новостройках, где ни деревца, ни клумбы, никаких кружков и секций, из окна только такие же унылые корпуса домов… Что остаётся делать подростку? Только уходить в виртуальную реальность. А ребёнку сложно запретить что-либо. К тому же запретный плод всегда особенно сладок. Так что вместе с ужесточением законодательства, вместе с репрессивными и запретительными мерами для организаторов подобных групп надо продумывать, как организовать позитивные практики и безопасный позитивный досуг для детей и молодёжи».