Илья Гращенков: «Реформа МСУ сократит расходы на госуправление, но ухудшит положение простых жителей»
Новый законопроект, принятый во втором чтении Госдумой, предусматривает слияние поселений, после которых они будут утрачивать статус муниципального образования. Причём принимать решение об объединении можно будет без проведения референдума.
Какие цели преследует новый закон? Поможет ли он сократить расходы местных бюджетов и штат чиновников? Могут ли указанные преобразования улучшить жизнь людей и дать толчок развитию муниципалитетов? Не вызовет ли всплеск недовольства жителей то, что решение преобразования муниципалитетов будет приниматься без учёта их мнения?
Илья Гращенков, политтехнолог, руководитель Центра развития региональной политики:
«Реформа МСУ – это очень плохо. Она проводится в рамках окончательной «вертикализации» власти: президент – губернатор – мэр. Грубо говоря, ликвидация местных администраций позволяет губернатору единолично принимать решения в отношении городов и районов, так как вместо избранных глав руководить ими будут назначенные сверху сити-менеджеры. Да, такой подход сократит расходы на госуправление, но качественно ухудшит положение простых жителей. Фактически, всё руководство на местах теперь будет пожимать плечами, кивать в сторону губернаторской администрации, так как они становятся лишь мелкими винтиками в машине власти, все полномочия переходят в область. Это полностью убивает любую инициативу «снизу», делает невозможным решение локальных проблем на местах.
В условиях экономической стагнации именно развитие МСУ могло бы позволить оживить рынок, так было в России в период с 1991 по 1995 годы. Но сегодня народ аполитичен и вряд ли видит большую разницу между избранным мэром и назначенным сити-менеджером. Так что особого резонанса реформа не вызовет. Лишь спустя время, когда начнётся постоянная ротация чиновников, народ начнёт закипать. Ведь чем плох институт назначения против института выборов? Непонятно – кто все эти люди, которых губернаторы назначают чем-то управлять. Это, как правило, не профессиональные кадры, даже не политики, умеющие общаться с людьми, без специального образования. Люди видят, что у них нет никакой связи с муниципалитетом, им всё равно, что о них думают, так как нет никакого электорального контракта с населением. Вот тогда недовольство начинает закипать. На мой взгляд, рано или поздно эта система докажет свою недееспособность, и власть будет вынуждена вернуть прямые выборы, причём на всех уровнях – от губернаторских до глав сельских поселений».