Инга Бурикова: «Не думаю, что укрупнение муниципалитетов приобретёт массовый характер»
Новый занопроект, принятый Госдумой во втором чтении, затрагивает вопросы преобразования муниципалитетов. Он позволяет объединять с городскими округами поселения, входящие в состав одного муниципального района.
Какие цели преследует новый закон? Помогут ли преобразования улучшить жизнь людей?
Инга Бурикова, кандидат психологических наук, генеральный директор «Центра социальных проектов «Белый Дом», заведующий лабораторией Института политической психологии и прикладных политических исследований ЛГУ им. А.С.Пушкина:
«Есть много объяснений желанию укрупнить муниципалитеты. Во-первых, невероятно большое количество муниципальных депутатов. В среднем, количество депутатов в одном регионе РФ превышает 1500-2000 человек. Безусловно, это в основном жители данных сельских и городских поселений. Далеко не все из них хотят нести бремя муниципальной власти. Знаю много случаев, когда людей уговаривают баллотироваться в муниципальные советы. Главная проблема многих муниципальных образований первого уровня – это профессиональные кадры, не просто люди, желающие побыть во власти, но специалисты, которые соответствуют всем профессиональным критериям – а их сейчас немало, - и способные такую работу вести. Причём заработные платы часто низкие, а ответственность за принятые решения крайне высокая.
Во-вторых, наличие большого количества очень тесно связанных друг с другом муниципальных образований. Жизнь таких муниципальных образований трудно разделить. Люди могут жить в одном месте, работать в другом, иметь общие проблемы с дорогами, водоёмами, ЖКХ и так далее. А возможности решать вопросы местного значения разделены между муниципалитетами, а часто вообще отданы в районы или региональным властям. Нужно договариваться и искать общие ресурсы. Проще, когда власть сосредоточена в одних руках.
В-третьих, соседство муниципалитетов с разной доходной частью. Например, городские поселения традиционно обладают более высокими бюджетами, чем сельские поселения, которые находятся в непосредственной к ним близости. При этом вопросы сельских поселений часто требуют большего финансирования, те же дороги.
И, наконец, в-четвёртых, если речь идёт о муниципальных образованиях первого уровня, то довольно часто идентификация жителей происходит не только на уровне своего поселения, но и на уровне своего района. Не все ощущают существенные различия между соседними муниципалитетами первого уровня и склонны скорее воспринимать себя как жителей своего района и области.
Таким образом, на сегодняшний день данные преобразования выглядят вполне логичными. Хотя если в дальнейшем муниципальная власть в России окрепнет и наберёт силы, а жители активно будут включаться в процесс самоуправления, то можно ожидать обратный процесс. Причём даже сейчас я не думаю, что укрупнение приобретёт массовый характер. Скорее, это будут действительно те единичные случаи, в которых данное решение будет целесообразным».