Олег Жолобов: «Имена уличных лихачей нужно предавать огласке, они являются по сути преступниками»
Депутаты Госдумы предлагают пожизненно отбирать права на вождение у лихачей, а если вследствие опасного вождения погиб человек, то судить виновного как за убийство. Эта инициатива члена Госдумы по информационной политике Евгения Ревенко будет обсуждаться в Государственной Думе уже на следующей неделе. Ранее за систематическую опасную езду предлагалось штрафовать на 5000 рублей.
Поддерживаете ли вы эту инициативу? Помогут ли эти меры уменьшить количество лихачей, учитывая, что часто они принадлежат к так называемой «золотой» молодежи или имеют связи, позволяющие избежать ответственности? Стоит ли рассмотреть опыт других стран для борьбы с лихачами? Во Франции, например, за превышение скорости на 50 км, можно получить условный срок.
Олег Жолобов, председатель Комитета по делам молодежи и спорта Московской областной Думы:
«Этот вопрос несколько раз обсуждался в Госдуме, когда я ещё был депутатом этого органа. Говорили о том, что, отбирая пожизненно права у человека, мы тем самым ограничиваем его свободу в работе. А если он профессиональный водитель? Тогда он должен кардинально поменять сферу деятельности. Конечно, можно сказать: не нарушай правила. Но мы же идём не только по пути ужесточений, мы идём по пути гуманизации общества. К тому же, насколько я понимаю, необходима доказательная база. Человек, видимо, должен ряд правонарушений совершить, прежде чем его лишат прав пожизненно.
Что касается приравнивания смерти, наступившей вследствие опасного вождения, к убийству. У нас достаточно большое количество в первую очередь молодых людей, которые позволяют себе гонять по дорогам. Садишься за руль и видишь, особенно когда наступают тёплые деньки, с какой скоростью люди гоняют по МКАД, другим федеральным трассам. Причем всё это зачастую бессмысленно. И все эти лихачи потенциально несут угрозу другим людям. Ты сам постоянно держишь ногу на тормозе и едешь с оглядкой.
Но мы должны понимать, что одними запретительными и ужесточительными мерами ничего не добьёмся. Нельзя сказать однозначно, что мы сейчас ужесточили закон и всё у нас на 100 % заработало.
Поэтому нужны и разъяснительные меры, и меры пропагандистского характера, поддержка СМИ, соцсетей, где сейчас находится очень много наших молодых людей. Всем этим нужно заниматься в комплексе. Поэтому важен не только данный закон, но ещё и соответствие информации, чтобы эти люди, нарушающие закон, предавались огласке, что они сделали столько-то нарушений за такое-то время и являются по сути преступниками.
Безусловно, этим вопросом нужно серьёзно заниматься. Потому что количество людей, которые позволяют себе гонять с превышением скорости не только по трассам, но и по городским улицам, с годами не уменьшается. И тяжелых преступлений не становится меньше.
Я поддерживаю логическую цепочку, которая приведёт к тому, что желающих лихачить будет меньше. Это выгодно всем: и родителям, и самому водителю-лихачу, и другим водителям на дороге. Но насколько это правильно - отобрать пожизненно права, а также считать убийством смерть, наступившую вследствие опасного вождения,- не готов сказать. Нужно подумать, потому что, принимая такой закон, нужно помнить не только о лихачах, но и о нормальных водителях, которые могут от этого пострадать.
Что касается опыта других стран, в том числе Франции. Допустим, человек превысил скорость на 50 км/ч. И мы ему условным наказанием сломали всю карьеру. Следует учесть, что часто в некоторых населённых пунктах на дорогах ставят знаки, что идёт, например, стройка, а на самом деле там давно ничего нет, просто забыли снять знак. Но тебя поймали на этом нарушении, и твоя судьба решена.
Франция – страна более структурированная и скорее всего этот закон не принимали только для того, чтобы сломать кому-то карьеру. Наверное, они предусматривали его как загродительную меру: чтобы люди услышали этот "колокольный звон", который над их головой раздаётся, и не стали этим заниматься. И, наверное, они к этому не сразу пришли, а постепенно. А у нас сейчас будет огромное количество судебных исков, доказательств, насколько человек превысил или не превысил скорость, зафиксировала ли это камера или радар. Наверное, с условным сроком в нашей стране – это перебор. Но может быть, следующий шаг и возможен.
Думаю, в данном случае, надо всё-таки предусмотреть не условное наказание, условную судимость, а штрафы. И нам нужно идти не путями «больших скачков», как идея чучхе в Корее, а всё-таки последовательно. Я считаю, в этой постепенности, стабильности и наступает неотвратимость наказания».