Андрей Мухортиков: «Повышение штрафа увеличит заинтересованность дорожников в быстром устранении проблем»
В России ужесточили ответственность за ямы на дорогах. Штрафы для сотрудников дорожных служб, плохо выполняющих свои обязанности, выросли в разы, до 300 тысяч рублей для юридических лиц. Причём штрафы будут выписывать сотрудники ГИБДД.
Помогут ли новые правила и увеличенные штрафы улучшить качество дорожного покрытия? Почему, по вашему мнению, в России до сих не научились делать хорошие дороги?
Андрей Мухортиков, член комиссии Общественной палаты Московской области по дорожному хозяйству и транспорту, первый заместитель руководителя проекта, начальник аналитического отдела Экспертного центра «Probok.net»:
«Штрафы за ямы на дорогах были и раньше, и выписывали их также сотрудники ГИБДД. Разумеется, повышение размера штрафа повысит заинтересованность дорожников в быстром устранении проблем и, конечно, наказывать за несвоевременный ремонт надо. Непонятно лишь что делать, если денег на дорожный ремонт в местном бюджете недостаточно, а такое в муниципалитетах бывает часто.
Что касается проблемы качества дорог, здесь действует очень много факторов:
Первое. Большая часть дорожной сети страны строилась в СССР под совершенно другие (меньшие) интенсивности движения и под нагрузку на ось не более шести тонн. Предполагалось, что грузы будут перевозиться железнодорожным транспортом. У современных большегрузных автомобилей нагрузка на ось составляет до 10 тонн и более. Дороги быстро разбиваются, а чтобы перестроить такую дорогу, необходим капитальный ремонт или даже её реконструкция. Нужно срыть и поменять песчано-щебёночное основание, что в несколько раз дольше и дороже, чем полная замена асфальта.
Второе. Сложные геологическо-климатические условия. На европейской части страны у нас в основном мягкие глинистые и суглинистые грунты, которые хуже «держат» дорогу, чем, скажем, грунты Западной Европы. Кроме того, у нас холодные зимы и очень большие и частые перепады температур. В особенности проблемны переходы «через ноль»: вода может замерзать и оттаивать десятки раз за зиму, а каждое такое событие - удар по дороге, её буквально разрывает изнутри из-за микротрещин.
Третье. Серьёзное недофинансирование дорожной сферы в 90-е и 2000-е. Сейчас денег выделяют больше, но накопленный недоремонт до сих пор не устранён даже на федеральных дорогах. Хуже ситуация на региональных и совсем плохо - на муниципальных: их дорожные фонды пока наполняются плохо, денег не хватает.
Четвертое. За годы недофинансирования отрасль потеряла множество квалифицированных кадров и ответственных дорожных компаний, что тоже плохо сказывается на качестве. Рынок постепенно формируется и становится цивилизованнее, но это долгий сложный процесс.
Пятое. Бюджетная система построена так, что деньги выделяются в конце календарного года, то есть в октябре - ноябре. Причем на будущий год деньги просто так не переносятся. Отсюда и пресловутая «укладка асфальта в снег». Решение - перенести финансовый год на период с 1 сентября по 31 августа, тогда деньги дорожникам будут приходить летом.
Шестое. Конечно, встречаются и случаи осознанного нарушения технологий и воровства, но в общем объеме проблем это далеко не главный фактор».