Евгений Ревенко: «Нужно соблюдать правила – правила в широком смысле слова, не только ПДД»
Депутаты Госдумы предлагают пожизненно отбирать права на вождение у лихачей, а если вследствие опасного вождения погиб человек, то судить виновного как за убийство.
Помогут ли эти меры уменьшить количество лихачей, учитывая, что часто они принадлежат к так называемой «золотой молодёжи» или имеют связи, позволяющие избежать ответственности? Стоит ли рассмотреть опыт других стран для борьбы с лихачами? Во Франции, например, за превышение скорости на 50 км можно получить условный срок.
Евгений Ревенко, член комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи:
«Я хотел бы обратить внимание, что в целом ряде стран, например, в США, в Германии, в Великобритании существует норма, по которой могут приниматься решения о лишении права вождения автомобилем навсегда или пожизненно. И существует соответствующая практика. Это происходит не часто, но есть. Например, в 2012 году в Великобритании было вынесено судебное решение по отношению к одному из молодых людей: 17-летний парень управлял автомобилем, разогнался, врезался в дерево, и во время этой аварии погибло два его товарища, которые находились в автомобиле. В результате этого он был лишен права вождения машиной навсегда.
Хотел бы обратить внимание, что я не предлагаю только исключительно лишать права вождения автомобилем. Но считаю, что в распоряжении как инструмент судебной системы правоохранительных органов должна быть и такая мера тоже – как максимальная шкала в части, когда речь идёт о запрете на право вождения. У нас есть наказание в виде лишения прав на несколько месяцев, полгода, два года. Полагаю, что пожизненное лишение права вождения должно быть в этой шкале.
Вопрос квалификации, когда наступает эта ответственность? Мы можем обсуждать это с экспертами, специалистами. Какое количество нарушений правил дорожного движения влечёт лишение прав пожизненно? Мы говорим о злостном и систематическом нарушении при опасном вождении, организации несанкционированных так называемых спортивных гонок на улицах городов, когда ограничение скорости 40-60 км/ч или 80 км/ч, а люди позволяют себе гонять со скоростью 200 км/ч.
Что касается тезиса о том, что богатым людям всё нипочём. Как показывает нынешняя практика, это не совсем так. Когда Мару Багдасарян бесконечно штрафовали, и она вела себя вызывающе по отношению к обществу, к правилам общества, то всё оставалось на своих местах. Она продолжала бросать вызов, ездила и не платила штрафы. А если даже и платила, то, кстати сказать, штраф в 5000 рублей, который сейчас установлен в новом постановлении правительства за опасную езду, для таких как она, это, к сожалению, деньги на мороженое. Они даже не почувствуют удар по своему кошельку.
Но обратите внимание, как себя стал вести отец Мары, когда суд, не имея при этом чёткого определения и инструмента как пожизненное лишение прав, всё-таки совершил такую эквилибристику, опираясь на состояние её здоровья, лишив её пожизненно права вождения. Он заговорил о том, что, оказывается, Мара вовсе не так больна. А как же справки, которые они предоставили? И вдруг заговорили, что нет, она не больна, как же так, не надо лишать пожизненно прав. Это наказание оказалось чувствительно для подобного рода людей.
Но мы на самом деле не за наказание, а за то, чтобы люди соблюдали общественные правила и относились не наплевательски, а уважительно к вопросам здоровья и жизни окружающих людей. Вот о чём идет речь. Самое главное – вопрос жизни и здоровья окружающих людей. И к этим вещам нужно относиться, безусловно, уважительно и никогда не переступать этот порог. А для тех, кто позволяет себе переступать, должны быть более жесткие наказания.
Что касается вопроса: а если лишили права вождения навсегда или не навсегда, а человек всё равно сел за руль? Здесь тоже есть некоторые проблемы, у нас не описана эта ситуация в законе. Штрафы. Но они, как мы видим, не всегда имеют свое действие. Мой коллега Василий Иванович Пискарев, председатель комитета по безопасности, очень опытный и знающий юрист, в прошлом заместитель председателя Следственного комитета выступил с инициативой - для тех, кто позволяет себе садиться за руль, будучи лишенным права вождения и, если его уличили в этом (а Мара Багдасарян, обратите внимание, уже успела отметиться в соцсетях за рулём после решения суда о лишении ее права вождения), он предложил такую меру, как конфискация автотранспортного средства. И я его поддерживаю.
В других странах, например, в Германии, для подобного рода инцидентов существует следующее наказание: космические штрафы либо тюрьма до года. Но опять же, поскольку мы не стремимся и не говорим о репрессивных механизмах, может быть, не надо таких радикальных мер, как тюрьма. У нас вообще в 2016 году был зафиксирован исторический минимум людей, находящихся в местах лишения свободы. Никогда в истории такого минимального количества осужденных не было. Поэтому мы стремимся не к этому, а к тому, чтобы люди понимали, что нужно соблюдать правила – правила в широком смысле слова, не только ПДД.
В этой проблеме существует ещё один аспект. Это, к сожалению, смертельные ДТП в результате опасного вождения. Есть последние резонансные ДТП, когда гибли люди. Я полагаю, что в таких случаях, когда в суде доказано стороной обвинения, что смерть человека наступила не просто по неосторожности в результате ДТП, а именно в результате опасного вождения, оно должно квалифицироваться судом как умысел, может быть, косвенный умысел. И соответственно, наказание должно наступать не за неумышленное убийство: от двух до пяти лет лишения свободы, да ещё и с возможностью досудебного урегулирования, когда часто откупаются. А наказание должно быть существенно суровее, как, например, по статье за умышленное убийство. Поскольку в Уголовном кодексе существует понятие прямой и косвенный умысел: ст. 25 ч. 3, где описываются действия, которые могут привести к гибели человека. Описание косвенного умысла абсолютно точно попадает под действия людей, которые допускают опасное вождение и гонки на дорогах наших городов.
И если у судебной системы сложилась такая практика, и она находится в плену ложного посыла, что практически все ДТП со смертельным исходом рассматриваются по ст. 264, ч. 3, где говорится не об умышленном убийстве, то полагаю, что эти статьи нужно доработать: включить туда нормы с косвенным умыслом и увеличить наказание за такого рода преступления.
Еще раз подчеркну: мы не говорим о репрессивности. Мы говорим о том, что у нас в этой части слишком либеральные и мягкие законы, которые позволяют таким людям, как Игорь Ишаев, Мара Багдасарян и иже с ними пренебрегать нашим здоровьем и нашими жизнями с использованием автотранспортных средств. И если мы говорим о том, что у нас на дорогах ежегодно гибнет количество людей, сопоставимое по численности с малым городом (более 20 тысяч человек), то, наверное, необходимо донастроить законодательство, чтобы минимизировать ежегодные потери, которые мы несём на трассах.
Я рассчитываю, что эти инициативы мы сможем обсудить 4 апреля на парламентских слушаниях, которые организуются комитетом по государственному строительству и законодательству, комитетом по безопасности и противодействию коррупции, комитетом по транспорту и строительству, комитетом по охране здоровья, где в том числе будут обсуждать последние резонансные ДТП и другие инициативы моих коллег».