Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Кирилл Кабанов: «Давайте четко определимся, что нам важнее: безопасность или свобода?»

sputnik.by
sputnik.by

Депутаты Госдумы РФ собираются серьезно расширить права полицейских. Если соответствующие поправки в закон «О полиции» будут внесены, то полицейские смогут открывать огонь в толпе, в том числе по женщинам, вскрывать автомобили и проникать в жилище при задержании преступников.  

Насколько необходимо такое расширение полномочий полицейских? Не ущемляют ли указанные поправки права граждан?

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

«Существует две позиции. И они, я бы сказал, равнозначные.

Для человека, который обеспечивает закон, который мотивирован только исполнением закона, требований борьбы с терроризмом, эти поправки нужны.

Вспомните ситуацию с женщиной, которая бегала с головой отрубленного младенца возле метро. Заявляли, что она шахидка и смертница. И тогда полицейских обвиняли в бездействии. При этом приводили израильский опыт и говорили, что в Израиле ей бы сразу всадили пулю в голову и все. Причем это также обсуждали и правозащитники, которые забывают, что у нас есть закон, запрещающий применение оружия, в том числе автоматического, в местах скопления людей.

В части, касающейся применения оружия, все понятно: применение в случае угрозы террористического акта и угрозы людям (массовой угрозы). Потому что в настоящее время у нас запрещено применять оружие в местах скопления людей.

И я спрашивал своих коллег: «Вы сначала ругаете, а потом задаете вопрос: почему полицейские бездействовали?» Но они не имели права применять оружие, потому что в отношении них тут же было бы возбуждено уголовное преследование как минимум о нарушении закона. Хотя в большинстве стран, которые, как и Россия, уже находятся в состоянии борьбы с терроризмом, в Израиле, США, применение оружия в этих случаях очень четко прописано. Только человек заявил, что он шахид или есть угроза по определенным признакам, - применяется оружие.

По досмотру машин. Эта процедура объяснима, на примере регионов Кавказа, даже уже внутри России, когда гибнут сотрудники полиции, ГИБДД. Они должны выполнить определенную процедуру, но они ограничены в своих правах. Мы понимаем, что большинство террористов передвигается на автомобилях, при этом машина, по сути, представляет собой большую бомбу на колесах.

Теперь вопрос по поводу злоупотребления. Помните после взрыва домов в Москве, теракта на Дубровке, у нас был особый период – были истории с досмотром: все машины, въезжающие в Москву, досматривались какой-то промежуток времени. Здесь работает другая история. И мы должны параллельно подумать об этом не только с депутатами Госдумы, но и с гражданами. Ряд наших либеральных деятелей культуры и общественных деятелей говорит: «Зачем нам нужна безопасность, если будут ущемлять нашу свободу?» С другой стороны, люди из этой же области говорят, что это во всем мире работает. Давайте четко определимся, что нам важнее: безопасность или свобода?

Почему эти меры принимаются сегодня? Потому что сегодня существует реальная угроза безопасности. Но посмотрите, какая сейчас реакция будет в сетях. Мы говорим, что чуть ли не власть сама организует теракты для того, чтобы закрутить гайки.  Но, по сути, это история, которая происходит не только в России, а во всем мире. Вспомним взрывы башен в США и так далее.

И постепенно люди здравомыслящие начинают понимать, что все-таки война с терроризмом идет. Террористов, которые проникают на территорию, огромное количество и нужны какие-то адекватные меры, которые во всем мире работают, чтобы им противодействовать. Но при этом, чтобы сбалансировать ситуацию, давайте все-таки введем понятие по незаконным действиям. То есть если сотрудник полиции, правоохранительных органов принимает подобные меры, они должны быть мотивированы. Потом он четко должен дать ответ через прокуратуру, почему он это сделал. Но здесь тоже нельзя перегибать палку ни в коем случае. У нас огромное количество полицейских гибнет из-за того, что они боятся применять оружие. Им проще получить по голове кастетом, чем применить оружие. Потому что они не знают, посадят их после этого или нет.

И профессиональные террористы прекрасно знают эту реакцию и ею пользуются. Они спокойно подходят к полицейским, их проверить нельзя, обыскать нельзя. Сотрудники полиции не имеют никаких прав, просто выходят, и их стреляют. И здесь должен быть баланс понимания со стороны общества. Людям нужно объяснить, зачем это нужно делать. Во-первых, надо сказать, что это работает везде.

Мы с коллегами говорили: «Вы знаете, у нас так жестко работает полиция на массовых несогласованных мероприятиях». Я говорю: «Ребята, посмотрите, как работает она во Франции, в Америке, в Германии, тогда вы узнаете, что такое жестко». Здесь есть опасение - злоупотребление всегда существует. Но я в таком случае всегда привожу один пример: если вы боитесь злоупотребления, давайте тогда не будем оружие выдавать.

Сейчас в Волгограде судят бывшего полицейского, который был серийным убийцей-педофилом. Но исходя из единичных примеров мы же не можем говорить: давайте не будем выдавать оружие сотрудникам полиции. Здесь примерно то же самое.

Просто при определенном уровне угрозы нужны адекватные меры. И надо понимать, что, в принципе, многие не осознают, что терроризм очень удачно подстраивается под те внешние и правовые условия, которые существуют. Как в Европе он подстроился под толерантность, и стали совершать теракты. А потом они хватаются за голову: мы их спасли, мы знали, что он связан с террористами… У нас хоть, как только человек попал под контроль, превентивно спецслужбы задерживают. И у них сейчас также ужесточили законодательство. Это общая история.

Поэтому эти меры являются не уникальными. Фактически они отвечают тем мерам, которые принимаются во всех странах, борющихся с терроризмом. Когда наши граждане выезжают на отдых, например в Израиль, и там их машину досматривают, могут проверить карманы одежды и все что угодно, мы же не задаем вопросы. А тут задаем, потому что в соцсетях у нас начинают говорить: это закручивание гаек. Ну давайте не будем закручивать гайки. Тогда у нас получается следующее. Посмотрите историю с метро. Стоят малоэффективные металлоискатели, охранники, которые «курят бамбук». А почему они «курят бамбук»? Потому что человек, знающий закон скажет: «А кто ты такой, чтобы меня досматривать? Где у тебя полномочия, чтобы я тебе сумку открыл?»

Я не за тотальную историю, но все равно считаю, что адекватные меры нужны. Мы с вами сегодня, не дай Бог, конечно, можем получить новую историю, но у нас даже сотрудники полиции боятся применять оружие».

Нет комментариев
Обсудить