Дмитрий Чугунов: «Введение уголовной ответственности сдержит любителей быстрой и пьяной езды»
Многих лихачей и любителей выпить за рулём не пугает лишение прав. В Госдуме РФ предлагают ввести уголовную ответственность для тех, кто был лишён прав на управление автомобилем, но всё равно сел за руль. Нарушителей поощряет безнаказанность, поскольку выявить тех, кто сел за руль без прав, может только инспектор ГИБДД, а сейчас сделана ставка на регистрирование нарушений ПДД камерами слежения.
Нужно ли такое ужесточение наказания за управление автомобилем без прав? Стоит ли ГИБДД менять стратегию и снова ставить на улицах инспекторов с жезлами? Остановит ли таких нарушителей конфискация автомобиля?
Дмитрий Чугунов, руководитель межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам», член Общественной палаты Российской Федерации:
«Я считаю, уголовная ответственность – это вполне оправданная мера. Более того, она немножко даже запоздала, потому что у нас повальное количество автомобилистов, управляя транспортным средством, не имеют прав. Потому что каких-то серьёзных санкций по отношению к ним применить не могут.
Лишить прав уже лишённых нельзя. Лишают прав обычно за какие-то сложные серьезные правонарушения, которые сопряжены с риском для остальных участников дорожного движения. В этой связи уголовная ответственность должна стать неким сдерживающим фактором для любителей быстрой или пьяной езды, а возможно, и быстрой, и пьяной, так часто бывает.
Соответственно, это будет и некой превентивной мерой для той «золотой» молодёжи, которая, рассчитывая на помощь и финансовые возможности своих родственников, продолжает передвигаться на транспортных средствах, не имея права управления ими, будучи лишёнными прав.
В том-то и вопрос, что камеры слежения не могут отследить, есть у водителя права или он их лишён. Но возврат на дороги сотрудников ГИБДД с жезлами – это путь в никуда. К сожалению, в нашем обществе так или иначе роботизация постепенно будет выдавливать людей из различных сфер деятельности, в том числе и из сферы контроля на дорогах. Это большая проблема. И нужно придумывать системы, которые позволяли бы выявлять при малейшем нарушении поведения водителя на дороге, допустим, что он употреблял спиртное. Но определить, лишён он или не лишён прав, действительно, очень сложно. Возможно, в будущем это помогут определить камеры более высокой чёткости, которые по лицам смогут распознавать лишённых прав. Однако это уже из области фантастики.
На данном этапе вернуть сотрудников ГИБДД с жезлами обратно на дороги не получится, потому что довольно сложно будет сделать это с помощью бюджета. И скорее всего, это будет малоэффективно. Потому что нужен высококвалифицированный качественный персонал. К сожалению, сейчас у нас в полиции не так много хорошо подготовленных кадров. Поэтому так или иначе всё общество будет идти по пути сокращения участия людей в управлении, в том числе и в надзоре.
Мы не говорим о России, но в целом развитие техники идёт к тому, что в течение ближайших 10 лет в каких-то отдельно взятых странах будет открыто автоматизированное передвижение без участия человека. Сейчас тестируются подобные схемы в США на базе Гугл и других компаний: машина путешествует из одного города в другой без участия человека, паркуется самостоятельно. Это говорит о том, что мы находимся на пороге таких решений.
А убрать человека от руля – это убрать все аварии как таковые. Потому что в 99,9 % случаев не технические ошибки становятся причиной аварии, а именно человеческий фактор. Соответственно, сейчас заново вводить большое количество надзорных органов просто потому, что мы не можем определить на дороге, кто лишён, а кто не лишён прав, неправильно. Но если ввести уголовную ответственность, то это будет превентивная мера, которая сдержит водителей. У сотрудников ГИБДД глаз намётан, они часто останавливают автомобили, у которых нет страховки, где за рулём пьяный водитель. И если вы будете понимать, что вас за это могут не только оштрафовать, но и посадить, это будет более сдерживающим фактором, чем просто какое-то увеличение количества сотрудников на дороге.
Если говорить о такой мере, как конфискация автомобиля, – это может остановить нарушителей, если будет зафиксировано законодательно. Как один из способов наказания подобная мера существует в различных странах: конфискуют автомобили любого класса, уровня за какие-то системные правонарушения. Поэтому я не вижу в этом ничего предосудительного, тем более в каких-то ситуациях у нас эта мера тоже есть, она применяется по решению суда. У Шамсуварова же отняли автомобиль по решению суда и выставили его на продажу. Но это не системно и более того –сопряжено с большим количеством сложностей. У нас это не прецедентное право, и это не является основанием для подобных решений в остальных случаях.
Соответственно, если не будет какого-то нормативно-правового акта, который бы регулировал этот вопрос, это будет всегда находиться в сфере ответственности судей. И уже они будут принимать решение».